13/11/19

Что помешало советским войскам взять с ходу Варшаву в 1944 году

Когда в Польше хотят в чем-то упрекнуть Советский Союз, то часто вспоминают июль-август 1944 года. Среди части поляков устоялось мнение, что Сталин лично отдал приказ остановить Красную Армию на подступах к Варшаве. Из-за этого было разгромлено Варшавское восстание.

Чего именно хотел или не хотел Сталин, можно спорить бесконечно и это занятие совершенно бесполезное. Но ответ на то, почему Красная Армия не взяла Варшаву в августе 1944 года найти легко, просто изучив архивные документы того времени. А они напомнят тем, кто не хочет учить историю, что советские войска к Варшаве не по автобанам двигались, а с тяжелыми боями преодолели сотни километров белорусских лесов и болот.

Брестско-Люблинская наступательная операция

Крупнейшая в истории войн стратегическая наступательная операция «Багратион» состояла из нескольких этапов. На заключительной стадии проводилась Брестско-Люблинская наступательная операция. Как видно уже из названия, освобождали не только свою белорусскую землю, но и выходили на территорию Польши.

Взятие города Люблина имело большое политическое значение. В СССР имелось уже свое польское правительство, и оно следовало с частями Красной Армии, чтобы разместиться именно в Люблине. Город заняла вырвавшаяся вперед 2-я танковая армия, к началу операции имевшая 812 танков и САУ. В боях было потеряно 40 танков и САУ, 458 убитых и раненых, включая тяжело раненого командующего армией генерал-лейтенанта С.И. Богданова. Про боевой путь этой армии очень подробно написано в новой книге Игоря Небольсина «Любимая Сталиным. 2-я Гвардейская танковая армия в бою».

С военной точки зрения после взятия Люблина правильно было бы форсировать Вислу и захватывать на ней плацдармы. Однако советское командование повернуло 2-ю танковую армию на север, на Варшаву.

Даёшь Прагу!

Наверное, один из самых забавных географических казусов — это то, что Прагой называется не только столица чешского государства, но и предместье Варшавы. Причём Прага — это не просто одно из многих предместий польской столицы. Это та часть Варшавы, что находится на другом берегу Вислы. Поэтому, если войска вступили в Прагу, они хоть и формально уже в Варшаве, но отделяет их от города полноводная река.

Именно на Прагу и была направлена 2-я танковая армия. В работе А. Полищука «2-я танковая против крестников «Толстого Германа», приводятся данные на 27-е июля. 3-й танковый корпус имел на ходу 152, 8-й гвардейский танковый — 193, 16-й танковый — 193 танка и САУ. С учетом армейских частей имелось 578 танков и САУ.

Наступление на Варшаву далось нелегко. Во-первых, отстали тылы и снабжение армии становилось всё хуже. А танки без горючего — это груда железа. Во-вторых, 16-я воздушная армия тоже не успевала перебазироваться на новые аэродромы, и танкисты остались без прикрытия с воздуха. Только за один день 26-го августа немецкие штурмовики уничтожили 40 автомашин.

Ну и, конечно, немцы собрали всё, что смогли в районе Варшавы.

Танкисты-парашютисты и прочие

Изначально наступлению 2-й советской танковой армии на варшавском направлении немецкое командование могло противопоставить лишь 73-ю пехотную дивизию. Дивизия, толком не успев занять оборону, попала под удар 8-го танкового корпуса. Потери немцев были велики: даже командир дивизии попал в плен.

Однако к этому времени немцы подтянули ещё несколько соединений, и большинство из них были элитными танковыми дивизиями. Подробные данные по составу немецкой группировки приводит польский историк Норберт Бящюк в своей работе «Танковая битва под Окуневым» (Bitwa pancerna pod Okuniewem). К Варшаве была переброшена танковая дивизия «Герман Геринг», немецкое название которой Fallschirm-Panzer-Division “Hermann Göring”, то есть парашютно-танковая. Разумеется, никаких парашютов в ней не было, зато была самая современная бронетехника и хорошо обученный личный состав. В дивизии было 95 танков и танков-истребителей. Так же к Варшаве переброшены 3-я танковая дивизия СС «Мёртвая голова» (136 танков и штурмовых орудий) и 5-я дивизия СС «Викинг» (110 танков и штурмовых орудий), 4-я (146 танков) и 19-я (153 танка) танковые дивизии.

Но все эти силы вводились в бой постепенно. Боевые действия под Варшавой представляли собой классический встречный бой подвижных соединений, когда войска вводятся в действие по мере прибытия. В общей сложности с каждой стороны в битве принимало участие по 350-450 танков и штурмовых орудий.

Битва за Варшаву

30-31-го июля 2-я танковая армии вышла на подступы к Праге. Однако к этому времени немецкое командование подтянуло все свои танковые дивизии и контратаковало советские войска со всех направлений. С обеих сторон были значительные потери.

1-го августа советские войска прекратили наступление и начали закрепляться на достигнутых рубежах. Немецкому командованию удалось остановить советские танки, но для разгрома советских войск сил не было.

До Праги советские войска не дошли несколько километров. 2-я танковая армия прошла с боями около 400 километров, снабжение было нарушено, в тылах оставалось большое количество окруженных немецких групп. Авиация поддерживать не могла, не было пехоты и тяжелой артиллерии для штурма сильно укрепленной Праги. А немцы стягивали силы и надо было думать уже об обороне.

Уже 2-го августа немцы начали наступление. Не имея возможности удерживать позиции, советские танковые корпуса отступали. 3-й танковый корпус попал в окружение, но, понеся значительный урон, прорвался в сражении у Воломина.

Всего потери 2-й танковой армии составили 2266 человек (из них убитыми 406 человек) и 284 танка и САУ безвозвратно. Вермахт потерял безвозвратно 213 танков и штурмовых орудий и 1397 человек (из них убитыми 338).

Тяжелые бои длились до 5-го августа, когда подошли части 47-й армии и 2-го гвардейского кавалерийского корпуса. Советская пехота заняла оборону, которую изрядно потрёпанные немецкие дивизии уже не могли сломить. Советские войска в результате этой операции смогли захватить и удержать плацдармы на Висле. Но при этом 1-й Белорусский фронт лишился своей подвижной группировки, сил для прорыва немецкой обороны и дальнейшего развития наступления не было. Требовалась длительная перегруппировка войск, восполнение потерь в живой силе и технике.

Говорить о наступлении на Варшаву, где 1-го августа началось восстание, было бы просто несерьёзно. У Красной Армии не было реальных сил даже для того, чтобы прорваться хотя бы к Праге. А ведь ещё предстояло форсировать Вислу, и для такой операции потребовалось немало времени.

Поэтому столь волнующий поляков вопрос, хотел ли Сталин помочь Варшавскому восстанию или нет, в любом случае был решен немецким танкистами. Они остановили 2-ю танковую армию на ближних подступах к Варшаве, отодвинув возможность освобождения польской столицы на несколько месяцев.