24 декабря 1972 года на верфях Николаева состоялось событие, которое навсегда изменило облик советского военно-морского флота. На воду был спущен тяжелый авианесущий крейсер «Киев» — первый корабль такого класса в истории СССР. Его путь от гордости отечественного судостроения до роскошного отеля в Китае стал яркой метафорой целой эпохи.
Рождение флагмана
Заложенный в 1970 году на Черноморском судостроительном заводе, «Киев» создавался по амбициозному проекту 1143 «Кречет». В отличие от своих предшественников-вертолетоносцев, он был настоящим гибридом — нёс не только авиагруппу (самолеты Як-36М и вертолеты), но и мощное ракетное вооружение, включающее ударный комплекс «Базальт». В день его спуска судостроители сразу приступили к закладке «брата-близнеца» — будущего «Минска».
Стальной посол СССР
Вступив в строй в декабре 1975 года, «Киев» водоизмещением 30 530 тонн стал грозной силой. Его переход на Северный флот стал демонстрацией мощи: в Средиземном море впервые за пределами СССР взлетели палубные штурмовики Як-36М. Крейсер неоднократно выполнял боевые задачи в Атлантике и Средиземноморье, а в 1988 году, во время визита в Алжир, экипаж был удостоен ордена Красного Знамени.
Продажа
«Киев» пережил распад Советского Союза, но с 1991 года в походах уже не участвовал. В 1993 году (по другим данным, в 1994-м) он был выведен из состава флота за недостатком финансирования – к этому времени авиносец уже значительно выработал свой ресурс.
"Ева согрешила раньше, чем Адам": кто на самом деле был его отцом Каина
Дальнейшая судьба корабля в разных источниках подаётся по-разному.
В 2000 году газета «Коммерсантъ» сообщила о том, что корабль продан в Китай на металлолом. Покупателем, по информации издания, стала американо-китайская компания «Maritime Suppliers LLC». Сумма сделки не уточнялась. «Киев» был отбуксирован в Поднебесную с военно-морской базы Видяево, где стоял в последние годы. Однако вопреки первоначальному сообщению, корабль не разрезали на части, как, например, это произошло с «Минском» и «Новороссийском».
«Аргументы и факты» писали, что авианосец за 1,6 млн долларов стал собственностью «неустановленных лиц», которые перепродали его китайскому правительству за 8,2 млн долларов.
Телеграфное агентство «Тайбэй» назвало покупателем компанию Tianjin Tianma Ship Recycling Engineering Co., Ltd.
Аттракцион
После отбуксировки авианесущий крейсер «Киев» оказался в порту города Тяньцзиня в Бохайском заливе. Официально объявлялось, что он будет переоборудован в музей, на деле же с 2003 года корабль является частью тематического развлекательного парка Бинхай, посвящённого истории авиации. С 2004 года доступ на авианосец был открыт для всех желающих – цена билета первоначально составляла 110 юаней.
Судя по отзывам в Сети русскоязычных работников и посетителей парка, на борту авианосца проводились развлекательные танцевальные шоу и парады. Для посещения было открыты пять палуб корабля. На верхней из них были выставлены макеты самолётов и вертолётов, а на второй и третьей палубах сохранены каюты и боевые посты. Гид рассказывал туристам об истории корабля и выполненных им походах.
Отель
В 2011 году «Киев» вновь ждало переоборудование. Инвесторы вложили в работы 15 млн долларов, и авианосец превратился в роскошный отель. Внешне он не изменился, но на палубах теперь находятся 148 номеров для постояльцев, включая 2 номера президентского класса и 3 VIP-номера. Общая площадь отеля составляет 6000 квадратных метров. На борту «Киева» есть бар, ресторан и клуб отдыха. Примечательно, что отдельным номерам отеля даны русские названия, например, «Ялта» и «Москва».

