25/06/22

«Чудовищный эксперимент» Уэнделла Джонсона: зачем американский психолог сделал нормальных детей заиками

Результаты этого эксперимента, который теперь называют не иначе как чудовищным, долгое время не разглашались. Дело в том, что эти сведения могли навредить репутации Уэнделла Джонсона. Психолог вместе со своей ассистенткой намеренно нанес детям психологические травмы, последствия которых сохранились на долгие годы.

Идея эксперимента

Американского психолога Уэнделла Джонсона всегда интересовало заикание, так как сам он страдал от него еще с дошкольного возраста. Правда, поначалу в Университете Айовы Джонсон изучал английский язык, но затем все же переключился на психологию. Уже после получения диплома, оставшись в университете, молодой специалист решил исследовать глубинные механизмы заикания и доказать, что этот недуг может развиться и у абсолютно здорового ребенка. Для этого в 1938 году он нанял в качестве ассистентки аспирантку Мэри Тюдор.

Мэри Тюдор, которую, судя по всему, сперва не испугала идея шефа, и собственно Уэнделл Джонсон, как пишет психолог Софья Пименова в своем пособии «Воспитание без конфликтов», отобрали для своего эксперимента детей-сирот из приюта. Это было очень удобно, так как сироты были легкодоступны. К тому же судьба детей особенно никого не волновала, а потому ученые могли делать с ними все, что им захочется. При этом организаторов исследования не интересовал масштаб вреда, который они намеревались нанести испытуемым.

Суть и ход исследования

Среди сирот Уэнделл Джонсон и Мэри Тюдор отобрали 22 ребенка. Детей разделили на 4 группы: IA, IB, IIA и IIB. Группа IA состояла из 5 детей, которые действительно заикались, но им сказали, что они говорят нормально. Группа IB тоже включала 5 детей, которые также были отмечены как «заикающиеся», однако, в отличие от группы IA, с этими детьми обращались как с заиками. В группу IIA входили 6 сирот, у которых не было проблем с речью, но их убеждали в обратном. Наконец, была группа IIB, состоявшая из 6 детей, не страдавших заиканием и не подвергавшихся никакому влиянию.

В период исследования, которое длилось с января по май 1939 года, в соответствии с тем, в какую группу входил тот или иной ребенок, экспериментаторы хвалили или, напротив, высмеивали и унижали его, называя глупым и ничтожным заикой. В основном все это проделывала Мэри Тюдор, бывавшая в приюте регулярно. Она вела 45-минутные беседы с каждым испытуемым. В результате этих бесед многие здоровые дети начали заикаться или вообще перестали разговаривать. Так, например, произошло с Марией Корласке, переставшей общаться с подругой, боясь проявлений своего несуществующего заикания.

Результаты Мonster study

Через некоторое время Мэри Тюдор поняла, какие травмы она и Уэнделл Джонсон нанесли детям. В 1940 году Тюдор писала Джонсону: «Я верю, что постепенно они выздоровеют, но мы, безусловно, плохо повлияли на их жизнь». К слову, упомянутая выше Мария Корласке даже сбежала из приюта. Тюдор потом приезжала к детям, предлагала помощь в исправлении нарушений, полученных ими в ходе эксперимента. Но многие испытуемые даже не поверили в то, что приобрели недуги именно благодаря эксперименту, который теперь называют чудовищным (Мonster study).

Понятно, что итоги исследования нигде не публиковались. Уэнделл Джонсон и его ассистентка боялись за свою репутацию. Подробности случившегося в приюте в 1939 году стали известны лишь в 2001 году. Как утверждает Анастасия Шавырина, автор книги «Ужасные психологические эксперименты», широкую общественность поставили в известность серии статей на эту тему и вышедшая в свет книга «Этика: как избежать ответственности». А в 2007 году 6 пострадавших бывших воспитанников приюта получили от штата Айова компенсацию в размере 925 тысяч долларов.