Яд – «тихое оружие», которым активно пользовались в Средневековье. Среди высшей знати тех времен количество отравленных, пожалуй, превышает количество убитых любыми другими способами. Но не стоит думать, что яды были забыты и остались в далеком прошлом. Чего стоит хотя бы история белорусских братьев Нехаевых, которые словно бы пытались поставить свою фамилию в один ряд с фамилиями Борджиа и Медичи.
Странное отравление
Первый случай отравления казался случайностью. В одну из летних ночей 1982 году в 5-й минской клинической больнице скончался Сергей Кучеров – механик сцены столичного театра имени Я. Купалы. Диагноз был крайне необычным – отравление шампанским. Во всяком случае сам пострадавший и его коллега Игорь Лобанов (которому повезло выжить) утверждали, что именно этот напиток стал причиной недомогания. Оба были доставлены в больницу на «скорой» с жалобами на онемение конечностей и постоянный металлический привкус во рту. Когда врачи забирали Кучерова и Лобанова с работы, те были настолько слабы, что не могли идти самостоятельно – их пришлось выносить на носилках.
Другие пострадавшие
Как рассказывает Елена Анкудо в своей статье «Дело отравителей», уже на следующий день появилась еще одна пара пострадавших – выпускники Минского строительного института, которые тоже пострадали от алкоголя. И тоже не менее странного – грузинского вина. Дефицитным напитком вчерашних студентов – Георгия Лаптева и Владимира Рыбакова – угостила их однокашница, которая «позаимствовала» бутылку у матери. Утром оба выпускника скончались. Но на этом странные смерти не закончились.
Меньше недели прошло до следующего отравления. Трое поступивших в больницу в результате выжили, но у всех их выпали волосы, а один ослеп. Вынужденная инвалидность стала причиной последовавшего через несколько лет после случившегося самоубийства. И что бы вы думаете стало причиной этого отравления? Опять напиток – на этот раз лимонад «Дюшес».
Вор на воре сидит...
Владимир Гуриев в статье «Безумная история отравителя из Беларуси» рассказывает, что минская милиция принялась за поиски отравителя сразу же после первого случая. Но расследование долгое время буксовало – выяснить источник отравленных напитков никак не удавалось. Дело в том, что трое рабочих, отравившиеся последними, получили лимонад из рук одного из своих друзей – работника сцены минского театра Владимира Мезенцева, мама однокашницы, угостившей Лаптева и Рыбакова вином, стащила его из-под двери у своего соседа, а Кучеров и Лобанов украли шампанское из шкафчика своего коллеги. Все стало на свои места, когда выяснилось, что коллегой и соседом был Владимир Мезенцев, а значит отравить собирались именно его.
Месть по средневековым канонам
Оставалось найти лишь самого отравителя. Им оказался Валерий Нехаев – еще один коллега того самого Мезенцева. За несколько дней до первого отравления Мезенцев уронил на Нехаева театральную декорацию во время работы на сцене и даже не извинился. Казалось бы, мелочь, но Валерий – закомплексованный неудачник по жизни – решил отомстить. Он обратился к старшему брату Александру – химику по образованию. Тот предложил Валерию таллий – высокотоксичный металл, прекрасно растворяющийся в воде и практически не оставляющий следов в теле жертвы.
Самое нелепое в этой истории, что Мезенцев остался жив, а умерли трое и пострадали четверо совершенно непричастных людей – и все из-за своей жажды халявы. Валерий Нехаев был приговорен судом к высшей мере, а Александр получил 5 лет тюрьмы.