Краповый берет – заветная мечта спецназовца. Право на его ношение получают только самые сильные мужчины, выдержавшие суровые испытания. Однако когда в 1996 году Совет краповых беретов Внутренних войск МВД России позволил надеть данный головной убор фельдшеру Галине Калинниковой, это не встретило никаких возражений. Калинникова по сей день остаётся единственной женщиной в России, которая удостоилась подобной чести.
Смелая «Дюймовочка»
Встречая в мирное время невысокую женщину в медицинском халате и краповом берете, многие недоумевали – не шутка ли это. Однако биография Галины Калинниковой – настоящая история мужества.
В спецназ Калинникова попала в 1993 году. Перед этим она несколько лет проработала медсестрой в Новочеркасском окружном госпитале внутренних войск МВД. По просьбе командира формирующейся группы специального назначения перед зачисткой одного из сёл в Нагорном Карабахе за отрядом закрепили медсестру. Выбор начальства пал на Галину Калинникову.
Поначалу бойцы не воспринимали её всерьёз и даже прозвали «Дюймовочкой». Действительно, после первой командировки в Закавказье, где Калинникова, по её признанию, «натерпелась страху», фельдшер готова была навсегда вернуться в госпиталь. Однако в итоге она всё же осталась вместе со спецназом «Тайфун». Решение рисковать жизнью, по-видимому, далось ей непросто, так как дома Калинникову ждала дочь-школьница. Вскоре спецназовцев направили в Северную Осетию, чтобы примирить враждующих осетин и ингушей. Однако главные подвиги «Тайфуна» и Галины Калинниковой были ещё впереди.
В Чечне
Во время Первой чеченской войны спецназовцы внутренних войск разместились в селе Самашки Ачхой-Мартановского района Чечни. В этих местах велись жестокие бои с сепаратистами. Здесь на долю Галины Калинниковой выпали такие тяготы, какие не каждому мужчине под силу. Но главное заключалось в другом: Благодаря самоотверженной работе женщины-медика были спасены жизни многих бойцов. Заместитель командира «Тайфуна», капитан Игорь Соколов называл Калинникову «фельдшером от Бога» и рассказывал, что выжившие участники отряда готовы кланяться ей в ноги.
В январе 1995 года (по другим данным, в декабре 1994 года) Галина Калинникова получила контузию. Это случилось, когда колонна из боевой машины пехоты и двух «Уралов» выдвинулась на «Куликово поле» — местность у станицы Ассиновской, прозванную «в честь» генерала Анатолия Куликова.
«Я сидела в кабине второй машины и видела, как наехала на мину первая, — рассказывала Галина Филипповна впоследствии (цитируется по журналу подразделений специального назначения «Братишка»). – Пока соображала, что делать, ещё одна мина рванула под колёсами нашего «Урала». Выскочила – и сразу к водителям. Как вы там, мальчики? А они в ответ: «Сестрёнка, ты сама в крови. Бинтуй себя, мы потерпим». Вот глупые, я же медик. Вколола им обезболивающее и чувствую, как у самой земля из-под ног уходит. По голове будто молотом ударили, и перед глазами искры замелькали. Наложить повязки успела, а на остальное сил не хватило».
После контузии
Пройдя месячный курс лечения в госпитале, Галина Калинникова стала проситься назад в «Тайфун». Просьбу удовлетворили, и уже в апреле фельдшер вернулась к своим обязанностям. По словам сослуживцев, никто никогда не слышал от неё ни слова жалобы. Весной 1995 года Калинникова получила Орден Мужества, а через год за ней официально закрепили право ношения крапового берета, который она фактически получила вместе с орденом. Командование высоко оценило стойкость и отвагу, проявленные женщиной в боях.
Когда в августе 1998 года группу спецназа расформировали, Галина Калинникова осталась в 48-м полку оперативного назначения «Тайфун». Она вышла в отставку в 2004 году, имея звание прапорщика медицинской службы. Впоследствии героиня чеченской кампании проживала в родном Новочеркасске. По данным открытых источников, она была зарегистрирована как индивидуальный предприниматель, занималась бизнесом, связанным с розничной торговлей.
Служил я в этом полку в Новочеркасске, но нам к сожалению про неё ничего не рассказывали.