09/11/21
ФОТО: Олег Булдаков/ТАСС

Елена Рохлина: что думала дочь генерала об убийстве своего отца

Лев Рохлин был убит на собственной даче в 1998 году. За это преступление была осуждена супруга генерала. Однако даже не все современные историки верят в данную версию. Не верила в нее и дочь Рохлина, Елена.

«Это я убила мужа!»

Генерал Лев Яковлевич Рохлин, который пользовался определенной популярностью в народе и считался одним из самых ярых и непримиримых противников Бориса Ельцина, был убит июльской ночью 1998 года на собственной даче в поселке Клоково Нарофоминского района Московской области. Между 2 и 4 часами военачальнику, находившемуся в своей постели, выстрелили в голову из его же наградного пистолета системы «ПСМ» калибра 5,6 мм. Историк Михаил Пазин, автор книги «Страсти по власти: от Ленина до Путина», утверждает, что супруга Рохлина, Тамара, билась в истерике рядом с трупом, повторяя: «Это я убила мужа!».

Тамара Рохлина рассказала, что накануне они с Львом Яковлевичем поссорились. Женщина дождалась, пока муж ляжет спать и выстрелила ему в голову. На рукоятке пистолета действительно были обнаружены отпечатки пальцев Тамары Павловны. Неудивительно, что представители следствия поспешили объявить о том, что преступление носило бытовой характер. Однако чуть позже Рохлина изменила свои показания, заявив, что генерала убили 3 человека в масках, ворвавшиеся ночью на дачу. Преступники избили Тамару и заставили взять всю вину на себя. Рохлина настаивала на том, что оговорила себя под давлением и из страха за свою семью.

«Власть отобрала у меня отца»

Между тем 7 июля в Доме офицеров Московского военного округа состоялось прощание с погибшим Львом Рохлиным. Для того чтобы проститься с генералом, туда пришли около 10 тысяч человек. Хотя по подсчетам экономиста Бориса Хорева, утверждавшего, что к гробу люди шли в течение 4,5 часов, желающих в последний раз взглянуть на военачальника-политика было не меньше 100 тысяч. А профессор Игорь Братищев рассказывал: «Хоронила Рохлина вся Россия. Народу было очень много. Ни Дом офицеров МВО, ни Троекуровское кладбище столько людей, пришедших проститься, не видели, это точно. Офицеры и генералы... шли за гробом, стояли молча сжимая кулаки...»

Упомянутые лица присутствовали на похоронах Льва Рохлина. Также в Дом офицеров приехали Юрий Лужков и его заместитель Шанцев, которых встретили свистом и криками «Позор!». Если верить Николаю Зеньковичу, автору книги «Как Ельцин преемника выбирал», на похоронах от имени дочери Рохлина, Елены, распространялось заявление следующего содержания: «Уважаемые соотечественники! Обращаюсь к вам с неутихающей болью в душе. Власть отобрала у меня отца, а теперь пытается отобрать и память о нем. Отец бескомпромиссно боролся с властью и погиб. Я буду бороться за память о моем отце, но силы в этой борьбе слишком неравные. Прошу вас поддержать меня».

«Много тайн»

В ноябре 2000 года, несмотря на то, что мать Елены, Тамара Рохлина, изменила свои показания, Нарофоминский городской суд признал ее виновной в умышленном убийстве супруга и приговорил к 8 годам лишения свободы. Позже этот срок сократили до 4 лет. Затем дело Тамары Павловны было передано на новое разбирательство. 7 июня 2001 года обвинительный приговор был отменен Верховным судом РФ. На следующий день вдову генерала освободили из-под стражи. Однако в ноябре 2005 года все тот же Нарофоминский суд вновь признал ее виновной. Тогда же в свет вышла книга генерала Валентина Плеханова «Хорошо ли быть генералом?», в которой были приведены слова дочери Рохлина, Елены: «Много тайн. Все недоговаривают».

В телевизионных интервью Елена Рохлина также заявляла о том, что не поддерживает бытовую версию убийства своего отца. Елена утверждала, что мать поведала ей о неизвестных людях, ворвавшихся на дачу июльской ночью 1998 года. Именно эти лица и убили Льва Рохлина, потребовав, чтобы Тамара взяла всю вину за случившееся на себя. Елена настаивала на том, что органы следствия давят на Тамару Павловну, навязывая ей упомянутую бытовую версию. Впрочем, историки считают, что для подобных заявлений у Елены были все основания. К примеру, выяснилось, что в доме стреляли не один, а два раза. Второй выстрел мог быть сделан для устрашения Тамары. Кроме того, врач, осматривавший Рохлину, обнаружил на ее теле синяки и кровоподтеки.