В очень известной и любимой песне про «смуглянку-молдаванку» из фильма «В бой идут одни старики» поется о молдаванском партизанском отряде. Собственно, этим знания советского народа о действующих на территории Молдавии в годы войны партизанах и исчерпывались. И дело не в том, что партизан в Молдавии не было. Они были, но по разным причинам партизанское движение не приобрело того размаха, какой был, например, в Белоруссии. Зато после войны молдаване показали, что прекрасно умеют вести подпольную борьбу. И один из примеров этого – деятельность Филимона Бодиу, ярого антисоветчика и радетеля за «Великую Румынию».
Молодость и становление борца
Филимон Ефтимович Бодиу родился, предположительно, около 1910 года в крестьянской семье, в селе Мындрешть в Бессарабии, тогда входившей в Российскую империю. После 1918 года Бессарабия стала частью Румынии, а в 1940 году вошла в состав СССР.
Воспитан Филимон был в весьма консервативных традициях, семья была верующей и настроенной прорумынски. Поэтому совсем неудивительно, что он не вошел в число тех, кто воспринял смену власти с радостью или равнодушием.
Как Филимон жил в годы Великой Отечественной войны, сведений нет. Но, надо думать, что вполне неплохо. Румыния была союзницей Германии, Бессарабия вновь оказалась «под крылом» румынского короля, и никаких ужасов, подобных тому, что происходило на территориях, оккупированных немцами в Белоруссии, в центральной России, семья Филимона не наблюдала.
А потом в Молдавию вернулась советская власть. Бодиу этому факту совсем не был рад. Он активно занимался антисоветской пропагандой. Кроме того, у него в доме обнаружили оружие, благо в годы войны обзавестись пистолетом и гранатами было несложно. В 1944 году Бодиу был арестован. Но сумел бежать и тут же перешел на нелегальное положение. По сути, он взял на вооружение тактику кавказских абреков, которые объявляли индивидуальные войны государству.
Создание подпольной организации
В 1945 году Филимон Бодиу создал собственную подпольную организацию. Первыми ее членами стали его жена Олимпиада и их дети: сын Ион, одиннадцати лет, и дочь Юлия, девяти лет отроду. Юный возраст детей Филимона не смущал. Борец с «проклятым режимом» готов был, судя по всему, на любые жертвы. Впоследствии к организации примкнули и другие люди. По большей части это были крестьяне из тех, кого называли «кулаками». Были в рядах организации и представители сельской интеллигенции, в частности, учительница Екатерина Видрашку.
Чем же занималась организация Бодиу? Прежде всего, антисоветской пропагандой. Она агитировала крестьян против колхозов и за «Великую Румынию», запрещала молодежи вступать в комсомол. В листовках, которые распространяла организация, были призывы не заниматься атеистическим воспитанием, не делать из церквей клубы, требования вернуть детям крестики. Тех, кто не желал его слушать, Бодиу наказывал. Первоначально он ограничивался поркой и суровыми внушениями. Была у него и еще одна излюбленная кара: он сажал виноватого у ручья и приказывал пить воду. Литрами. Прекращал лишь тогда, когда наказуемый был близок к обмороку.
Но такими, относительно мягкими мерами суровый народный мститель ограничивался недолго. Очень скоро он начал убивать. В оружии у него, как уже было сказано, недостатка не было. Не только сам Бодиу, но и его жена и дети ходили, увешанные пистолетами, обрезами и гранатами, как новогодние елки игрушками.
Убийства начались с конца 1947 года. Первой жертвой Бодиу и его товарищей стал начальник милиции села Бешени Лука Барбарош. Вскоре после него в селе Тузара был застрелен советский активист Николай Райляну. Через полгода был убит милиционер Ион Богонос и секретарь сельсовета Ходжинешти по имени Сара Бурд. В 1949 и в 1950 годах были застрелены колхозный активист Леонтий Касьян и председатель колхоза Димитру Косован, повешен милиционер Василэ Георгитэ. Это далеко не полный перечень жертв прорумынского антисоветчика. Кстати говоря, один взгляд на перечень фамилий этих людей дает возможность понять, что никакой борьбы с «русской оккупацией», как любят говорить сегодня, там и не пахло. В Молдавии шла нормальная классовая борьба, и сторонников советской власти было ничуть не меньше, чем борцов с ней.
Филимон Бодиу выказал немалые способности к конспирации. У него и его жены были «липовые» документы, справленные им одним из членов организации, который работал секретарем сельсовета. Детей в случае надобности отправляли к сестре Олимпиады в соседнее село. Сам Филимон жил в пустующих домах, которых после войны было немало, прятался в землянке, вырытой им в лесу. Зимой иногда приходил к доверенным людям, чтобы переждать холода под крышей.
Он наводил трепет на колхозников, внезапно появляясь на собраниях в присутственных местах или вламываясь в дома, к ничего не подозревающим людям. Его листовки и письма, направляемые представителям властей, содержали угрозы и слова такого рода: «От меня не избавиться, даже если меня повесят», «Вам не поможет даже полк милиции» и т.п.
Конец Филимона Бодиу
Сдали Бодиу, как это обычно и бывает, свои же. Связной группы навел на него сотрудников МГБ в то время, как Филимон в ноябре 1950 года с семьей прятался в доме у своего сторонника Порфира Суручану.
В полдень, когда самого Порфира в доме не было, к воротам подкатил «воронок». Филимон приказал дочери бежать, а сам принял бой.
Сражение длилось, впрочем, недолго. Олимпиаду тяжело ранили, Иона подстрелили, когда он, перепрыгнув через плетень, пытался убежать. Сам Филимон погиб в схватке, получив пулю в голову.
Олимпиаде Бодиу и всем членам группы – в общей сложности осуждены были 32 человека – дали разные сроки, от 25 до 7 лет лишения свободы. Один был приговорен к смертной казни. После смерти Сталина сроки были значительно сокращены. Олимпиада вернулась домой в 1965 году и прожила до 1971 года. Судьба дочери Филимона Бодиу неизвестна.