31/05/21
Герб России: почему на нём нет Георгия Победоносца

На государственном гербе России изображён не только двуглавый орёл, но и всадник, пронзающий копьём дракона. Многие полагают, что это православный святой — Георгий Победоносец, а само изображение взято с герба города Москвы. В действительности имя всадника-змееборца в официальных описаниях герба отсутствует, а его облик не идентичен традиционным изображениям святого Георгия.

Не святой Георгий

В 2003 году Геральдический совет при Президенте РФ опубликовал «Правила использования государственного герба РФ». В документе разъяснялось следующее:

«В щите на груди двуглавого орла изображён всадник, поражающий копьём дракона. Это изображение нередко ошибочно называют изображением Святого Великомученика и Победоносца Георгия и идентифицируют с гербом г. Москвы. Данное положение неверно. Всадник Государственного герба не является изображением Св. Георгия и отличается от герба г. Москвы».

Действительно, на практике в центр герба России часто помещают Святого Георгия, скопированного с герба Москвы. Эта ошибка получила широкое распространение, например, в печатной и сувенирной продукции, при нанесении татуировок. Разницу между обликами всадника не осознают порой даже государственные деятели. Например, в коллекции Кузбасского государственного краеведческого музея хранится плакета с гербом Российской Федерации, изготовленная в 2015 году. Это подарок губернатору Кемеровской области Аману Тулееву от Военного совета Центрального военного округа. Однако, как можно увидеть, передние копыта коня вздёрнуты, а всадник поражает дракона в голову – такая композиция свойственна не гербу РФ, а гербу Москвы.

Ложное впечатление о том, что на гербе России присутствует святой Георгий, связано с исторической памятью. Георгий Победоносец «московского образца» в шлеме изображался на гербе Российской империи в начале XX века (правда, развёрнут он тогда был влево). А впервые изображение святого Георгия на гербе России было утверждено ещё в 1722 году императором Петром I (хотя всадник-змееборец изображался уже на печатях великого князя Ивана III).

Ельцинский всадник

Новый герб постсоветской России появился в обстановке политической нестабильности осенью 1993 года. 4 октября 1993 года президент Борис Ельцин разогнал Верховный Совет, а 16 ноября издал распоряжение №740-рп «О разработке проекта государственного герба Российской Федерации». Соответствующую комиссию возглавил историк Рудольф Пихоя. Через пару недель проект герба был представлен журналистам.

«На груди орла изображён св. Георгий, повергающий змия, – как символ России и Московского княжества», – сообщила 29 ноября 1993 года газета «Коммерсантъ» со ссылкой на ИТАР-ТАСС и «Интерфакс».

Однако в указе Бориса Ельцина, подписанном 30 ноября, о Георгии Победоносце по каким-то причинам уже не упоминалось. Вместо этого говорилось, что «на груди орла на красном щите – всадник, поражающий копьём дракона».

Впоследствии, в федеральном законе «О государственном гербе» (2000 год) персонаж-змееборец был описан подробнее: «серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем чёрного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона».

В качестве изображения герба был выбран один из 12 эскизов, предложенных народным художником России, бывшим зэком Норильлага, Евгением Ухналёвым. Всадник государственного герба существенно отличается не только от герба Москвы (принятого 23 ноября 1993 года), но и от известных изображений святого Георгия.

Обычно Георгий Победоносец поражает змея (дракона) копьём в голову. На гербе же России всадник вонзает копьё в сердце врага. Попирание лежащего навзничь дракона правым копытом коня не соответствует в точности никаким историческим изображениям. Ближайшим образцом можно считать новгородскую нагрудную иконку Георгия Победоносца, датируемую XVI-XVII в – на ней дракон повергнут на спину, а конь наступает копытом ему на шею. Крайне необычной выглядит и причёска всадника. На иконах у Святого Георгия волосы уложены совершенно иначе.

От отождествления всадника с святым Георгием ельцинское правительство отказалось, чтобы «не обидеть» часть многоконфессионального населения России. Вот что говорил один из участников комиссии по разработке герба Георгий Вилинбахов:

«Что касается всадника – «Святого Георгия», то тут первая сложность: он – православный святой, поэтому возникает деликатная ситуация с представителями других вероисповеданий, проживающих на территории России» (цитируется по журналу «Обозреватель», №1 за 1994 год).

Символизм существующего в данный момент изображения никак официально не объясняется. Выдвигаются самые разные толкования – от мифологических и эзотерических до психологических. Например, доктор философских наук Юлия Тен видит в сюжете герба «выражение архетипа воина – вождя и защитника от врагов».

«Всадник, поражающий копьём дракона – символ борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества», – считает исследователь.