18/05/21

Гибель колонны 58-й армии: самая большая потеря России в принуждении Грузии к миру

С 8 по 12 августа 2008 года на Кавказе полыхал вооруженный конфликт между Грузией с одной стороны, и самопровозглашенными республиками Южная Осетия и Абхазия с другой. Южную Осетию и Абхазию поддержала Россия. Этот конфликт завершился, как известно, принуждением Грузии к миру и получил неофициальное название «пятидневная война».

Несмотря на очевидный успех Российской Федерации, вооруженные силы нашей страны все же понесли заметные потери в течении этих пяти дней. И к числу самых болезненных относится уничтожение штабной колонны 58-армии.

Что предшествовало событию

Командующий 58-й общевойсковой армией Северо-Кавказского военного округа генерал А.Н. Хрулев, руководивший в те дни боевыми действиями, рассказывал впоследствии, что в первые двое суток конфликта грузинская сторона имела несомненное преимущество. Грузинской армии в Осетии в этот период противостояли российские миротворцы и ополченцы из числа местного населения. Но уже на следующий день после начала боевых действий на территорию Южной Осетии начали перебрасывать российские войска.

Днем 9 августа батальонная группа 135-го мотострелкового полка сделала первую, неудачную попытку деблокировать российских миротворцев, оказавшихся в окружении в Цхинвали. Именно тогда и произошел инцидент со штабной колонной 58-й армии.

Версия российской стороны

Генерал Хрулев рассказывал об этом событии так: «... я принял решение вместе с группой управления переместиться на южную окраину Цхинвала в составе роты, шедшей на деблокирование миротворцев. В районе развилки дорог рота ушла вперёд, а я задержался с ополченцами, уточнял обстановку... уходя в сторону миротворческого батальона на БТР 135-го полка, мы столкнулись с отступающим подразделением грузин до 30-40 человек, которые бежали прямо на нас по дороге. Нам пришлось спешиться и принять бой...». Вскоре стало ясно, что вокруг дороги засели грузинские спецназовцы, и колонна находится в окружении. Бой был скоротечный, но жаркий. Пока не подошел прикрывавший колону резерв, пришлось отбиваться — гранатами и автоматным огнем, причем, Хрулев тоже отстреливался из автомата и из штатного пистолета.

Рассказ корреспондента «Комсомольской правды» Александра Коца, который в числе других журналистов был в этой колонне и тоже получил ранение, гораздо более эмоциональный: «Мы ехали в Цхинвали на БТРе командующего 58-й армией, в колонне из 30 боевых машин ... Вдруг я увидел у подбитого танка двух грузин. Потом пригляделся: за каждым столбом — грузины, с автоматами, пулеметами. Сказал сидящему рядом бойцу: «Грузины». Он истошно закричал: «Грузины!» Колонна остановилась».

В репортаже журналиста «Комсомолки» есть и описание некоего хаоса, воцарившегося на дороге в первый момент, и рассказ о том, как грамотно действовали затем российские офицеры и солдаты, сумев продержаться до прихода подкрепления и защитить гражданских лиц (журналистов), следовавших с колонной. Мужество и умение действовать в боевой обстановке показали и сам генерал Хрулев, получивший ранение в этом бою, и рядовые бойцы (в перестрелке погиб солдат-шофер генерала). Подполковник Николай Багрий несмотря на то, что в боевых действиях принимал участие впервые в жизни, показал хладнокровие и храбрость. Он был ранен, но продолжал вести огонь по противнику. Особенный героизм продемонстрировал майор Денис Ветчинов. Он был серьезно ранен, но, истекая кровью, продолжал прикрывать огнем из пулемета отход своего подразделения и, фактически, спас и своих бойцов и группу журналистов. До госпиталя майора не довезли, он скончался от полученных ран.

Генерал Хрулев впоследствии настаивал на том, что никакой предварительно организованной засады грузинских «коммандос» с целью уничтожить или взять в плен его и других штабных офицеров, не было. Он считал, что бой, в результате которого была практически уничтожена его штабная колонна, стал результатом стечения обстоятельств. Война есть война!

Версии противников

С другой стороны предлагается иная трактовка этого события.

По горячим следам этого эпизода (12 августа) на сайте АПН появилась статья «Разгром штабной колонны 58-й армии. Событие и анализ», в которой успех грузинской стороны преподносится как результат отлично проведенной спецоперации. Есть даже такое утверждение: «По дерзости и качеству исполнения эта операция грузинских коммандос имеет мало равных в истории спецопераций, и, несомненно, войдет в военные учебники».

Годы спустя командир группы разведки 4-й бригады вооруженных сил Грузии, полковник в отставке Давид Макишвили в интервью сайту «Кавказ. Реалии» описал совсем иную картину происшедшего: «Мы остановились, замаскировались, и устроили, что называется «мгновенную засаду», согласно уставу, на всякий случай. И тут инструкция сработала – в эту «мгновенную засаду» попал генерал Хрулев».

Профессиональные военные с двух сторон конфликта оценивают эту историю примерно одинаково – как один из цепи случайных эпизодов, превратность войны.

***

Майор Денис Ветчинов за свой подвиг был удостоен посмертно звания Героя России. Подполковник Николай Багрий награжден медалью Ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Засада, в которую попала колонна 58-й армии, стала единственной успешной операцией грузинской стороны в «пятидневной войне».