13/04/20

«ИС-3»: почему советский «танк победы» не принял участия в войне

У любой грандиозной победы есть свой культовый «логотип», признаваемый если не всеми людьми, то уж точно их абсолютным большинством. У победы над тиранией и самовластием в Риме это Колизей. У Отечественной войны 1812 года это Триумфальные ворота в Москве, на Кутузовском проспекте. У Великой Отечественной войны 1941-1945 годов — это танк «ИС-3». Как ни странно, именно он-то и не был задействован в боевых действиях, символом которых впоследствии стал. Тому, однако, есть уважительная причина. Выбор «логотипа» Великой Победы неслучаен и уж точно имеет свой смысл.

Технические характеристики «ИС-3»

Тяжелый танк «ИС-3» представляет собой модернизацию танка «ИС-2», который, кстати, был активно задействован на фронте. «ИС», кстати, означает «Иосиф Сталин». Масса боевой машины «ИС-3» составляла 46 тонн, а управлялась эта металлическая громада экипажем из четырех человек.

Символ Великой Победы способен развивать скорость до 40 километров в час. Средняя скорость, развиваемая им по шоссе, составляет 30 километров в час, по грунту – 20 километров в час, по целине – 16 километров в час.

Машина была оснащена 122-мм пушкой «Д-25», палившей по неприятелю 25-килограммовыми бронебойными или осколочными снарядами. Правда, в минуту удавалось произвести всего лишь 2-3 выстрела, что по сравнению с возможностями танка «Т-90», с его 8 выстрелами за 55 секунд, выглядит довольно-таки скромно. Но для своего времени эти показатели скорострельности смотрелись весьма внушительно.

«ИС-3» был оснащен пулеметом ДТ калибром 7,62 мм либо пулеметом ДШК – калибром 12,7 мм. В первом случае предусматривался боекомплект, включавший в себя 756 патронов, или 12 дисков, а во втором случае – 250 патронов, или пять лент.

Также в танке можно было установить 7,62-мм пулемет системы «ППС-43», боекомплект которого был рассчитан на 1000 патронов.

Технические характеристики «ИС-3» предоставили ему все шансы стать «логотипом» победы советского народа в Великой Отечественной войне. Хоть и задним числом, без непосредственного участия в кровопролитных событиях. Однако впоследствии с конвейера сошло множество куда более мощных, технически совершенных и скорострельных боевых машин. На их долю почему-то столь лестная участь не выпала.

Не все, однако ж, решают только внешне выраженные показатели. Танку «ИС-3» определенно повезло: ему помогла сама история.

История «ИС-3»

27 декабря 1943 года Государственный комитет обороны (ГКО) издал постановление, предписывавшее стремительно нарастить выпуск тяжелых танков. К апрелю 1944 года планировалось поставлять на фронт до 300 танков «ИС-2» в месяц. Война вступила в переломную фазу, и руководство Советского Союза понимало, что если технологические усилия не удастся активизировать по полной, то последствия для страны могут быть трагическими.

Спешка с производством тяжелых боевых машин негативно сказалась на их качестве. Не прошло и года, как в Главное бронетанковое управление Красной Армии (ГБТУ КА) и в Народный комиссариат тяжелой промышленности (НКТП СССР) стали потоком поступать жалобы от военных представителей. Доходило до того, что один танк «ИС-2» мог иметь более 35 дефектов и, разумеется, не был адаптирован к ведению военных действий. Сдаточные испытания редко выдерживала хотя бы половина партии произведенных боевых машин.

На Челябинский компрессорный завод (ЧКЗ) направили комиссию под председательством генерал-лейтенанта Николая Ивановича Бирюкова. Эксперты внесли ряд предложений по совершенствованию конструкции танков и порядка их выпуска. Увы, завод не смог их выполнить. Стало ясно, что полумер недостаточно. Потребовались кардинальные преобразования, которые реализовали уже после грандиозной победы.

Создание обновленной версии «ИС-2» начали еще летом 1944 года. Триумфальный в техническом отношении преемник танк «ИС-3»  с блеском прошел испытания и покинул заводские цеха. Правда, случилось это только в мае 1945 года, когда в нем уже, казалось бы, не нуждались.

20 марта 1945 года, когда исход войны и так уже был ясен, выпустили всего пять опытных образцов «ИС-3», о чем доложили лично Иосифу Виссарионовичу Сталину. Тем не менее, запускать танки сразу же в серийное производство не стали – видимо, из-за боязни ошибок. Машинам пришлось пройти в буквальном смысле огонь и воду.

Корпуса и башни образцов подвергались нещадным испытательным обстрелам. Оттачивали кучность боя, подвижность башни, как могли улучшали уровень удобства для экипажа. Замеряли температуру в танковом «салоне», а также скорость и маневренность машины в разных условиях и на разных трассах: на асфальте, по бездорожью, на затопленных водой участках.

Недостатки все-таки были – в основном это касалось сварочных швов. Но по протоколу от 27 марта 1945 года они были устранены настолько оперативно, что уже 29 марта 1945 года Сталин подписал постановление ГКО № 7950 о принятии «ИС-3» на вооружение. Правда, из-за тщательного подхода на производстве новые танки не запустили даже к осени. В русско-японском вооруженном противостоянии в августе-сентябре 1945 года «ИС-3» снова не довелось принять участие.

Только 7 ноября 1946 года новые танки были продемонстрированы на Красной площади, во время парада. Впоследствии они еще не раз отметились в эпохальных событиях: при подавлении Венгерского восстания 1956 года, в ходе Шестидневной войны в Египте в 1967 году, а также, возможно, в ходе ближневосточной Войны Судного дня 1973 года. 30 июня 2014 года «ИС-3» был снят с постамента, приведен в рабочее состояние  и применен по прямому назначению в бою под Ульяновкой, что в Донецкой Народной Республике.

«ИС-3» по праву стал символом победы. Он продемонстрировал всему миру непрерывно совершенствовавшуюся мощь советского вооружения, а также уважение к нему во всем мире.