Русский летчик Иван Федоров стал легендой советской авиации, получив наивысшие военные награды от государственных лидеров противоборствующих держав времен Великой Отечественной войны — Адольфа Гитлера и Иосифа Сталина. История не знает аналогов такой удивительной судьбы.
Из рабочих - в асы
Слесарь-инструментальщик, в 1932 году он был призван в ряды Советской Армии и, окончив Ворошиловградскую военную школу пилотов, продолжил службу в одной из авиачастей.
В 1937-м Федоров уже участвовал в воздушном параде над Красной площадью, а затем с товарищами был приглашен в Кремль. С двенадцатью самыми отчаянными летчиками Иван попросился в Испанию, где шла гражданская война. Уже 17 июня 1937 года он совершил боевой вылет и сбил в испанском небе первый самолет. На порт Лос-Аркасарне, что близ Картахены, заходили пять бомбардировщиков и два "мессера". По сигналу тревоги Фёдоров бросился к истребителю И-16, запустил двигатель, взлетел — и уже в воздухе заметил, что в самолёте нет парашюта. Это его не остановило, он ринулся в самую гущу боя и меткой очередью сбил один из "мессеров".
Когда война в Испании завершилась, Фёдоров вернулся на родину уже многоопытным боевым лётчиком.
Немецкий крест
В 1941 году, незадолго до начала Великой Отечественной войны, Ивана Федорова командировали в Германию. Там на аэродроме, в окружении высшего германского руководства, он впервые сел за штурвал незнакомого немецкого истребителя и сразу поразил присутствующих мастерством выполнения фигур высшего пилотажа. Диктатор Третьего рейха высоко оценил полет Федорова и одарил наивысшей государственной наградой — Рыцарским крестом в обрамлении дубовых листьев. Впоследствии русский летчик подковал полученным крестом каблук своего сапога, демонстративно показав подходящее место для ношения немецких орденов советскими солдатами. Этот редкий случай сохранил в истории известный белорусский документалист Анатолий Алай.
Самовольно улетел на фронт
Неудержимый дух летчика помог ему попасть на фронт в 1942 году, хотя конструктор Лавочкин не отпускал испытателя. Как-то раз во время испытаний истребителя Фёдоров решил направить машину к ближайшему фронту. Не имея карты, ориентируясь по железнодорожным путям, он достиг Калининского фронта. На удивление, командование не только не наказало его, но и поручило встать во главе группы летчиков–штрафников. Позже пилоту доверили формирование полка мастеров авиации, а к концу года Иван Евграфович уже носил на груди орден Отечественной войны первой степени. С лета 1942-го и по весну 1945-го, командир полка постоянно находился на передовой в составе 273-й и 269-й истребительных авиационных дивизий.
Федоров прошел всю войну и только после ее завершения получил заслуженную наивысшую награду. В 1948-м за преодоление скорости звука во время испытания реактивного самолёта ему присвоили звание Героя Советского Союза.