В 1642 году в Турцию через невольничьи рынки Крымского ханства потоком шли рабы из России, Европы и с Кавказа. Попасть в плен, а, следовательно, и в рабство, было довольно просто – достаточно зазеваться во время очередного татарского набега. Одним из таких невольников оказался Иван Мошкин. Правда, ему, в отличие от других «братьев по несчастью», удалось поднять восстание рабов и украсть галеру у турецкого султана!
Бунт на корабле
Русский стрелец Иван Семёнович Мошкин на протяжении семи лет трудился на корабле анти-паши (турецкого флотоводца). Летом 1642 года было принято решение бросить якорь в Мраморном море. К этому времени невольник уже вовсю готовил побег. Ему помогали Назар Жилин, Тимофей Иванов, Григорий Никитин, Прохор Герасимов, Лукьян Григорьев и Яким Быков. Их имена сохранились благодаря челобитной, которую позже писал царю Мошкин. При этом о самом «зачинщике» известно мало. Родился в Калуге, служил стрельцом на речке Тихая Сосна в Воронежской области, в 1634 году попал в плен и был продан в рабство.
В ночь с 9 на 10 ноября 1642 года Мошкин дождался момента, когда часовые начнут дремать, и поджёг фитиль бомбы, которая была предусмотрительно заложена в каюте лучших турецких воинов.
Произошёл взрыв, в результате которого погибли 28 янычар. Турки отступать не привыкли, а поэтому на судне завязался кровавый бой. Русские рабы также прекрасно понимали, что попытка Мошкина – это их единственный шанс вырваться из плена. Если же восстание турецким воинам удастся подавить, то в живых всё равно никто из пленников не останется. Так что терять невольникам было нечего.
Далеко и ещё дальше
Анти-паша был убит лично Мошкиным. Тот вспорол ему живот и выкинул за борт. Несмотря на многочисленные ранения, Иван Семёнович не сдавался, подавая другим пример стойкости и отваги.
Янычарам удалось убить только одного пленника, ещё 20 оказались ранены. Остальные же постарались увести галеру подальше от турецких берегов как можно быстрее. Восставшим удалось завладеть не только судном, но и оружием, порохом, ювелирными украшениями, золотом, серебром, тканями, коврами.
Правда, добраться без приключений героям до родного государства не получилось. Их ждало длительное и опасное путешествие: Сицилия, Рим, Венеция, Австрия, Польша.
Русский царь Михаил Фёдорович, узнав о произошедшем, принял всех «экс-пленников» на службу, а Ивану Мошкину назначил жалование в 1 рубль (12 денег).