05/08/21

Ка-56 «Оса»: какой миниатюрный вертолёт создали для советских разведчиков

Кто, будучи ребенком, не мечтал о личном вертолете? Желательно не очень большом. Который бы стоял у бабушки в сарае или в папином гараже. А лучше — на балконе. В 1970-х годах подобная мечта вполне могла бы стать реальностью. Конечно, предназначался разрабатываемый в СССР мини-вертолет не для ребячьих забав, а для нужд разведки.

Воздушные мотоциклы Камова

Пик интереса к легким и сверхлегким вертолетам пришелся на 40-50-е годы прошлого столетия. В СССР подобными аппаратами занимался конструктор Николай Камов. Именно он, как пишет Юрий Савинский в книге «Камов: Творческая биография конструктора вертолетов», придумал и сам термин «вертолет». В 1948 году Камов создал первый советский одноместный вертолет Ка-8 с легким мотоциклетным двигателем 27 л. с., вращающим два соосных винта. За компактные размеры и маломощный движок летательный аппарат получил прозвище «воздушный мотоцикл».

Разработка оказалась весьма успешной и на ее основе были созданы вертолеты Ка-10 и Ка-15, используемые для нужд морской разведки и связи. Соосная конструкция с двумя винтами разнонаправленного вращения оказалась очень надежной и удобной. Такое решение позволяло сделать вертолет более компактным за счет отказа от рулевого винта. Кроме того, повышалась маневренность летательного аппарата и удобство управления им. Неудивительно, что в 1971 году разработку сверхлегкого одноместного вертолета для нужд разведки доверили именно ОКБ Камова.

Ка-56 «Оса»

Согласно техническому заданию, аппарат должен был быть не только легким и компактным, но и сборно-разборным. Причем, в разобранном виде ему надлежало  уместиться в цилиндрический контейнер диаметром до полуметра. Планировалось, что сборка будет осуществляться одним человеком и отнимет не более 15 минут. Важное значение уделялось автономности вертолета и возможности его длительной эксплуатации вдали от аэродромов и стационарных мест базирования. На тот момент задача была достаточно сложной, ведь ничего подобного в мире не существовало.

За основу нового проекта Ка-56 «Оса» был взят Ка-10: компоновка и расположение пилота, схема с соосными винтами, роторно-поршневой двигатель с воздушным охлаждением, работающий на автомобильном топливе. Был создан полномасштабный прототип со складывающимися узлами и элементами. При испытаниях оказалось, что аппарат можно привести в полетную готовность всего за 10 минут силами одного человека. Вот только до самих полетов дело не дошло. Как отмечал сам Николай Камов в рабочих документах, в СССР не нашлось пригодного для аппарата маломощного компактного двигателя. Работу сначала приостановили до лучших времен (то есть, до появления подобного двигателя), а потом и вовсе забросили — перед ОКБ встали новые цели и задачи.

Micron — сын «Осы»

Тем не менее вертолет, который имел все шансы стать помощником советского диверсанта, все же появился. Правда, спустя много лет и уже в другой стране. В 2016 году компания Gyroplane представила складной вертолет Micron, который и компоновкой, и конструкцией, и характеристиками очень похож на «Осу». Да и создатели не скрывают, что ориентировались именно на разработки Камова. При весе в 115 килограммов аппарат поднимается на высоту до 3 000 метров и развивает скорость 120 км/ч при этом он способен транспортировать даже груз, вес которого превышает его собственный. «Питается» Микрон обычным бензином (АИ-92) и уже доступен в продаже по цене около миллиона рублей.