15/11/22

Как КГБ прятал деньги КПСС на Западе

Деньги КПСС – одна из самых загадочных страниц отечественной истории. Так, например, многим до сих пор не дает покоя смерть управделами партии Николая Кручины. Именно по просьбе Кручины в 1990 году в УД ЦК КПСС перевели полковника КГБ Леонида Веселовского, который должен был выполнить ответственную миссию – вывести средства компартии на Запад.

Из КГБ в КПСС

О биографии сотрудника Первого главного управления КГБ, полковника Леонида Веселовского до сих пор известно не слишком много. Однако, по словам самого Веселовского, осенью 1990 года он был переведен из ПГУ в Управление Делами ЦК КПСС. Это было сделано по просьбе управляющего делами партии Николая Кручины, который впоследствии покончил с собой. Просьбу Кручины, а также исполняющего обязанности генерального секретаря ЦК КПСС Владимира Ивашко в отношении Веселовского поддержали своим решением представители руководства ведомства: Председатель КГБ СССР Владимир Крючков и его заместитель Филипп Бобков.

Леонид Веселовский был назначен на должность заместителя заведующего сектором по координации экономической деятельности хозяйственных служб. Выбор пал именно на Веселовского потому, что тот слыл опытным экономистом-международником, а кроме того считался надежным человеком. Дело в том, что полковник КГБ, да еще с экономическими познаниями, действительно как нельзя лучше подходил для той задачи, которую ему предстояло выполнить на новом месте. Экс-руководитель следственной группы по «делу КПСС» Сергей Аристов признавался журналистам в том, что задачи перед партийцами тогда стояли такие — частично укрыть деньги КПСС, а частично заработать (Сборник журналистских расследований «Чистые перья», 2001 год).

Аналитик на службе

Тот факт, что подобная деятельность в те годы действительно шла полным ходом, подтверждается и сохранившимися аналитическими записками Леонида Веселовского. В частности, в издании «Золото партии» Игоря Бунича и Роберта Конкуэста приведен текст записки Веселовского «О дополнительных мерах по закреплению и эффективному использованию партийной собственности». Веселовский, который обязан был докладывать об успехах своей работы Филиппу Бобкову, напоминал в записке о том, что «денежные ресурсы, отраженные в финансовых документах, открыто могут быть инвестированы только в общественные, социальные или благотворительные фонды, что затруднит их конфискацию в будущем». Поэтому предлагал использовать средства для приобретения анонимных акций, различных фондов, предприятий и банков.

Леонид Веселовский утверждал, что для осуществления плана необходимо было срочно организовать отбор доверенных лиц, которые занялись бы внедрением в жизнь отдельных пунктов программы. Кроме того, в записке, помеченной «Н. Е.! Доверительно, в 1 экз., если делать, то только с КГБ» (Н. Е. – это Николай Ефимович Кручина) («Российское золото», товарищество «Московский писатель», 1994 год), Веселовский писал о том, что доверенные лица должны были стать и акционерами обществ, занимавшимися «всеми видами информационно-посреднической деятельности». Причем акционерное общество предлагалось создать в капиталистической стране с «щадящим налоговым законодательством», например, в Швейцарии. При этом в СССР необходимо было, как выразился Веселовский, «немедленно» создать совместное предприятие.

Полковника «засветили»

Иными словами, как пишет Эрик Форд в своей книге «За кулисами ФСБ», Леониду Веселовскому было доверено ответственное задание: он должен был участвовать в тайной операции по перекачке партийных (а, значит, и государственных) средств на Запад через различные подставные фирмы, вроде «SEABECO» Бориса Бирштейна. Интересы «SEABECO», если верить Георгию Вачнадзе, автору издания «Военные мафии Кремля», действительно обеспечивали крупные представители КГБ и МВД, в том числе и Веселовский. Вообще, по словам Вачнадзе, чекисты были первыми во всех делах с иностранным капиталом и перекачке денег из партийных и государственных структур в частный сектор.

Неудивительно, что при таком размахе Леонид Веселовский был далеко не единственным чекистом, занимавшимся подобными проектами. Однако именно Веселовский стал тем, кого, что называется, «засветили» после августовских событий 1991 года. Полковнику даже пришлось давать показания Комиссии по расследованию преступной деятельности КПСС. Эрик Форд считает, что Веселовский попал под «пресс» потому, что входил в число соратников путчиста Крючкова. Впрочем, Леонид Веселовский легко отделался. Он уволился из Управления делами ЦК КПСС и уехал в Швейцарию, где стал советником в нескольких иностранных компаниях. По некоторым данным, Веселовский живет в Швейцарии до сих пор.