16/09/19

Как мог танкист Шолохов подбить в одном бою 25 немецких танков

В Интернете на разных сайтах можно легко найти  рассказ советских времён о том, как лейтенант Дмитрий Шолохов в одном бою уничтожил сразу 24 немецких танка.

Согласно написанному: «... 30 июня 1942 года, перейдя в наступление из района Волчанска, 6-я армия Паулюса прорвала оборону на стыке наших 21-й и 28-й армий. Единственным подразделением, которое удалось выделить для прикрытия участка прорыва, оказался взвод под командованием Дмитрия Шолохова. Никто и не предполагал, что число немецких танков, идущих на этот взвод, составит 150 машин.»

Рассказ содержит много подробностей о ходе боя, как противоречивых, так и невероятных.

Самым же интересным является то, что кроме красочного описания, есть и реальный документ на представление Шолохова к званию Героя Советского Союза. И в этом документе как раз о написано основное, что взято в рассказе, дополненном различными подробностями.

Насколько такое вообще возможно?

На каком именно танке воевал Шолохов неизвестно, иногда утверждается что на КВ, иногда на Т-34. В 158-й бригаде были танки разных типов. Есть фото, на котором сам Шолохов позирует на фоне танка Т-34. Самое же главное, что во взводе Шолохова было три машины, а взвод КВ — лишь два танка. Ну и в наградных документах указано, что командовал он взводом средних танков, значит, речь про Т-34.

Так как дело было летом 1942 года, то на вооружение вермахта начали поступать новые танки Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV с усиленным бронированием и длинноствольной пушкой. В отличие от танков 41-го года, первая машина могла бороться с «тридцатьчетвёркой», как минимум на равных, вторая была сильнее. Поэтому в бою «танк против танка» преимущество находилось на немецкой стороне, тем более, что немцев было больше.

Авторы рассказа утверждают, что танк Шолохова находился выше немецких машин, потому мог бить их в крышу, немцы же не могли задрать стволы столь высоко. Однако, из любого справочника по бронетехнике легко узнать, что угол склонения советской танковой пушки составлял 5 градусов, тогда как максимальный угол возвышения немецкой — 20 градусов. Значит, немецкие пушки могли легко достать находившийся выше них советский танк.

Кроме того, если стрелять в крышу (как уверяют авторы рассказа), то, учитывая угол, снаряд просто срикошетит. Кстати, в наградном документе написано, что немецкие танкисты подставили Шолохову борта.

Совершенно непонятно поведение немецких танкистов, которые позволяли себя расстреливать, где была немецкая мотопехота и противотанковая артиллерия. На всех многочисленных фото того времени танковые колонны в донских степях всегда состоят не из одних танков — там много разной техники. Стоит напомнить и о том, что в боекомплекте танка Т-34 всего 19 бронебойных снарядов. Этого мало для уничтожения 25 танков.

И наконец, утверждается, что взвод сражался в одиночестве. Но в представлении на награждение, за подписью командира батальона, указаны подробности. Откуда они стали известны? Со слов экипажа Шолохова (два других танка же погибли). Но этого мало для представления к столь высокой награде.

Что говорят документы?

В настоящее время нам доступно довольно много документов о том, как проходил бой в районе деревни Нестерное 30-го июня 1942 года. Есть советская и немецкая карты с расположением войск, есть сводки советского и немецкого командования.

Согласно немецкой карте на участке у деревень Нестерное и Дегтярное действовала 23-я танковая дивизия. Согласно боевому журналу дивизии, на 1 июня она имела 138 танков: Pz.Kpfw IV – 17, Pz.Kpfw III – 84, Pz.Kpfw. II – 27 и 10 командирских машин. К 18 июня из-за поломок осталось 107 машин, спустя еще 11 дней — 93. 1 июля в дивизии было 45 боеспособных танков. Боевые потери за 30 июня составили 40 машин, сколько из них безвозвратно — неизвестно. Потери в бою были большие, погиб даже командир 201-го танкового полка, новый командир был почти сразу же ранен. Ещё в самом начале у деревни Нестерное передовые немецкие танки попали на минное поле, в результате чего повернули и подставили борта под огонь советских противотанковых пушек и закопанных в землю танков.

Хотя немцы и оставили поле боя за собой, но темп наступления все-таки был сбит. Следующую деревню Сиротина они в тот день уже штурмовать не стали: большое количество советских противотанковых пушек, выставленных на прямую наводку, зенитные орудия и вкопанные в землю танки, видимо, не вдохновили командование 23-й танковой дивизии на продолжение наступления.

Какие советские силы действовали в районе деревни Нестерное, на направлении наступления 23-й танковой дивизии можно узнать из «Отчетной карты Юго-Западного фронта за период с 29.06 по 01.07». Её можно найти не только в архиве (ЦАМО, Фонд: 229, Опись: 161, Дело: 1041), но и в числе документов на сайте «Память народа».

Указания на немецкие танковые дивизии там нет, обозначены лишь данные «200 танков», «50 танков» и т.д., зато есть положение советских частей и соединений.

В первом эшелоне находились 76-я и 124-я стрелковые дивизии, во втором 343-я. Оборону усиливал 13-й танковый корпус, 158-я бригада которого поддерживала 124-ю дивизию, а 167-я — 76-ю. 85-я танковая и 20-я мотострелковая бригады находились во втором эшелоне.

В составе 13-го корпуса 28-го июня было 163 готовых к бою танка. Из них в 85-й бригаде 31 танк Т-34 и 34 Т-60, в 167-й бригаде 30 английских танков «Валентайн» и 20 Т-60. В 158-й бригаде, в 349-м отдельном батальоне, в котором и командовал взводом старший лейтенант Дмитрий Дмитриевич Шолохов, было 8 тяжелых КВ-1, 20 танков Т-34 и 20 Т-60.

В бою 30-го июня 13-й корпус потерял 42 танка, из них безвозвратно 17 машин. В советских отчетах было указано, что подбито 90 немецких танков. Как пишет в своей статье «Бой у Нестерного», Андрей Уланов, такое количество подбитых танков написали «сгоряча». В отчетах того времени количество действующих и подбитых танков частенько не совпадало с реальным. 24 подбитых немецких танка записали на счёт Шолохова.

В издании «Фронтовая иллюстрация», No 6 за 2002-й год, посвященном боям в излучине Дона в 1942 году, указано, что взвод Шолохова в бою 30-го июня подбил 8 танков. Если учесть, что взвод стоял в засаде на окраине села, и немецкие танки, попавшие на мины, подставили свои борта советским танкистам, а также и то, что не всегда можно установить, кем подбит танк (кроме танкистов село защищала пехота и противотанковая артиллерия), то цифра восемь выглядит вполне достоверной.

Если сопоставить с этим и немецкие данные, можно констатировать, что на позиции у деревни Нестерное, где в засаде находился взвод Шолохова, танкисты, артиллеристы и пехотинцы уничтожили восемь немецких танков из тридцати, атаковавших деревню. Что не так уж мало, и вполне заслуживает награды.