11/12/18
Википедия

Как обогатится Россия когда растают полярные льды

Глобальное потепление – один из тех трендов последних десятилетий, которые влияют на политику мировых держав.

От чего больше убытков – от потепления или от борьбы с ним

По прогнозам экспертов, последствия глобального потепления приведут до конца текущего столетия к падению мирового ВВП от 1,7% до 5,6%. Развитым странам уже сейчас предлагают тратить ежегодно 8 трлн. долларов на смену энергоносителей. Если разложить эту сумму пропорционально доле ВВП каждой страны в мировой экономике, то Россия должна будет тратить на «борьбу с глобальным потеплением» порядка 300 млрд. долларов в год. Это почти 25% её ВВП.

Стоит ли игра свеч? Не придумана ли вся эта шумиха вокруг «глобального потепления» только для того, чтобы дать одним странам преимущество в международной конкуренции и ослабить другие? Собственно, нынешняя администрация США стоит на этой позиции, считая «глобальное потепление» выдуманной угрозой. Не следует ли нам в этом у неё поучиться?

Палеоклиматические аналоги

Есть разные прогнозы интенсивности глобального потепления, есть и разные модели климата, который наступит в результате таких изменений. Наверное, правильнее ориентироваться на аналоги более тёплого климата в недавнем прошлом – на палеоклиматические реконструкции.

В историческом прошлом бывали периоды более тёплого климата, чем сейчас. Глобальное потепление сильнее всего сказывается в полярных и приполярных широтах: сокращается площадь паковых льдов в Северном Ледовитом океане, отступает к северу граница вечной мерзлоты. По этому показателю современное потепление ещё не достигло уровня климатического оптимума Средневековья (IX-XII вв.).

Известно немало гораздо более тёплых периодов после окончания последнего оледенения. Все они происходили без всякого антропогенного фактора, что позволяет сомневаться, действительно ли нынешнее потепление связано с деятельностью человека. Глобальное потепление в тех масштабах, в которых оно заявляется сейчас учёными, не способно привести, в обозримом будущем, например, к такому таянию льдов в Антарктиде, которое могло бы вызвать значительное повышение уровня Мирового океана.

Эффект для России

Итак, что же произойдёт в России? Нам не следует опасаться сильного повышения уровня моря и того, в частности, что Санкт-Петербург будет затоплен. Вообще, все последствия глобального потепления выглядят благоприятно для России.

Общеизвестно, что себестоимость любой экономической деятельности в нашем климате существенно выше, чем в более тёплых Западной Европе, США или Китае. В холодном климате человек просто вынужден потреблять много энергии. Таким образом, уже по этому показателю глобальное потепление даст России энергетический выигрыш.

Отступление к северу границ вечной мерзлоты, удлинение вегетационного сезона и повышение суммы эффективных температур расширят в России зону, благоприятную для ведения сельского хозяйства. Как кто-то хорошо сказал, нелепо бояться потепления климата в стране, больше половины которой находится в полосе вечной мерзлоты!

Увеличение агроклиматических ресурсов

Сейчас больше 60% территории России находится в зоне вечной мерзлоты. Её южная граница примерно совпадает с линиями среднегодовой температуры 0…—2 градуса. В её пределах находится север Западной Сибири, вся Восточная Сибирь и большая часть Дальнего Востока. Повышение среднегодовой температуры градуса на два сократит площадь зоны вечной мерзлоты в России примерно на четверть. Вне её окажется уже больше половины земель нашей страны. 15% территории России это два с половиной миллиона квадратных километров. Мало ли это – получить для сельскохозяйственного освоения земли, равные почти пяти Франциям?

При этом повсеместно сдвинутся на север все климатические зоны. И разве плохо, если можно будет выращивать под Москвой, а то и под Вологдой сочные арбузы, дыни и виноград, а под Ростовом – гранаты и инжир?

Важно ещё и то, что в заболоченной Западной Сибири произойдёт падение уровня грунтовых вод. Таким образом, облегчится доступ к нефтяным и газовым месторождениям региона и их эксплуатация. Снизится себестоимость добываемого топлива, в том числе и за счёт снижения расходов на жизнеобеспечение (обогрев жилищ и т.д.). Улучшатся санитарно-экологические условия – уменьшится количество кровососущих насекомых и клещей.

Трансарктическая навигация

Таяние полярных льдов откроет Северный морской путь для сезонной навигации обычных судов, без всякой ледокольной проводки. Это даст уже существенный экономический выигрыш на межконтинентальных перевозках. Недаром Китай так присматривается сейчас к Арктике, собираясь использовать этот маршрут для регулярной торговли с Европой. Но ведь это транзит через наши моря, а стало быть, и выгода для России. Да и нам станет короче торговать с Северной Америкой напрямую через Арктику, если там совсем растают льды.

Северный морской путь представляет собой самую короткую морскую дорогу из Восточной Азии в Западную Европу. Если расстояние между южнокорейским портом Пусан и Роттердамом через Сингапур, Суэцкий канал и Гибралтар составляет более 23 тысяч км, то через Берингов пролив и российскую Арктику оно почти вдвое короче – 14 тысяч км. Более тёплые зимы удлинят навигационный сезон и улучшат доступ к важнейшим портам, которые сейчас в течение нескольких месяцев блокированы льдом – Архангельск, Сабетта, Дудинка, Певек и др.

В 2017 году общий объём провезённых по Севморпути грузов стал рекордным и составил 10,7 млн. тонн. По прогнозам, в следующем десятилетии объём ежегодных перевозок может достигнуть 50 млн. тонн. Минприроды России оценивает перспективные объёмы грузоперевозок в Арктике в 60-70 млн. тонн к 2030 году. Поэтому в указе Президента России от 7 мая 2018 года Правительству была поставлена задача разработать и утвердить комплексный план развития магистральной инфраструктуры. Согласно ему, к 2024 году Севморпуть должен быть способен обеспечивать грузопоток до 80 млн. тонн в год. Насколько легче станет осуществление этого плана при большей длительности обычной навигации и меньшем использовании ледоколов!

Потепление даст приступить к реализации давно вынашиваемого проекта сухопутного транспортного коридора – Полярной магистрали – вдоль российского побережья Северного Ледовитого океана из Европы до Берингова пролива. Улучшение ледовой обстановки позволит более интенсивно использовать нефтегазовые месторождения на российском шельфе Баренцева и Карского моря – Лудловское, Русановское, Ленинградское и др., а также облегчит разведывание новых в этом районе и доступ к ним.

Оценить экономический эффект для России от глобального потепления – дело специалистов. Им предстоит дать конкретные расчёты «в деньгах» и рекомендации по использованию новой климатической конъюнктуры.