17/12/19

Как поляки уничтожили 28 тысяч пленных красноармейцев

После проигранной большевиками советско-польской войны на территории Польши оказалось более 150 тысяч красноармейцев. В лагерях погиб каждый пятый пленный. Основными причинами смерти стали эпидемии, голод, холод и расстрелы. Поляки не любят вспоминать об этой странице своей истории и охотней рассказывают о преступлении советского режима в Катынском лесу.

Сколько было пленных

Польские историки говорят о 50-110 тысячах военнопленных. Советские и российские специалисты считают, что реальные потери составляют 200 тысяч человек. В 2017 году группа исследователей под руководством профессора МГУ доктора исторических наук Геннадия Матвеева проанализировала ежедневные сводки оперативного отдела польского командования и пришла к выводу, что в плен попали 206 877 военнослужащих РККА. Однако в лагерях оказались 157 тысяч бойцов.

Из-за отсутствия систематических данных в польских документах неопределенными остаются судьбы около 50 тысяч человек. Кого-то поляки отпустили сразу после пленения, кому-то удалось бежать, но были и такие, кого расстреливали сразу без суда на месте пленения. По воспоминаниям участников войны, в последнюю категорию попадали комиссары, коммунисты, командиры, китайцы, евреи и поляки, которых в Красной Армии было немало.

В рапорте офицера С. Вдовишевского в штаб Верховного командования Войска Польского говорилось: «Командование 3-й армии издало подчиненным частям секретный приказ о применении в отношении вновь взятых пленных репрессий как возмездия за убийства и истязания наших пленных». Наиболее показателен расстрел 199 кубанских казаков генералом Владиславом Сикорским, который впоследствии стал премьер-министром Польши.

Польские историки не исключают такую практику расправы над пленными, но занижают общее число убитых. При этом они опираются на кладбищенские списки и специальные акты, составленные священниками по факту смерти. Однако священнослужители не отпевали коммунистов, которых хоронили в братских могилах.

Сколько пленных погибло

18 марта 1921 года в Риге был подписан мирный договор между РСФСР и УССР с одной стороны и Польшей — с другой. Однако уже 24 февраля противники договорились об обмене военнопленными, взятыми в ходе боев. По советским данным, к октябрю 1921 года домой вернулись 75 699 узников польских лагерей. 25 тысяч красноармейцев остались в Польше, где влились в отряды белогвардейцев, казачьи и украинские части, воевавшие с большевиками.

Нарком иностранных дел РСФСР Георгий Чичерин обвинил поляков в убийстве 60 тысяч военнопленных. Современные же польские историки признали только 16-18 тысяч погибших. В книге «Польский плен: Военнослужащие Красной Армии в плену у поляков в 1919-1921 годах» профессор Матвеев говорит о 25-28 тысячах загубленных красноармейцев. При этом он развернуто критикует позицию польских историков.

Мародерство, болезни и расстрелы

Множество солдат нашли свою смерть еще на этапе транспортировки в лагеря. Фотографии пленных и воспоминания выживших красноармейцев подтверждают факты мародерства. У солдат отбирали не только часы и деньги, но и одежду с обувью. Шанс выжить босиком и в обносках был не велик.

28 июля 1921 года в протоколе заседания Совместной советско-польской комиссии указывалось, что «…красноармейцы находятся в лагере буквально без всякой одежды и обуви и даже нижнее белье отсутствует». Во время транспортировки пленных не кормили, что подтверждается и польскими архивными документами. С появлением красноармейцев в лагерях вспыхнули эпидемии холеры, дизентерии, краснухи, тифа и испанки, от которой во всем мире умерли от 50 до 100 миллионов человек. Больше всего пленных скосили именно болезни.

Согласно инструкции отдела Министерства военных дел Польши от 3 сентября 1920 года, советских военнопленных сортировали по национальному признаку. И тяжелей всего приходилось русским и евреям, которых разрешалось расстреливать без суда и при малейшем нарушении режима.

В сентябре 1920 года Польское и Российское отделения Красного Креста подписали соглашения о помощи пленным солдатам на территориях воюющих сторон. Ситуация улучшилась, но ненадолго. Зимой 1920—1921 годов все стало еще хуже. Не соблюдались санитарные нормы, пленные страдали от голода и отсутствия медицинской помощи. Ежедневно сотни людей умирали от обморожения, плохого питания и болезней.

Другие русские

Помимо красноармейцев в польских лагерях содержались и солдаты императорской русской армии, возвращавшиеся на Родину из австрийского и немецкого плена, а также интернированные бойцы белого генерала Николая Бредова. Положение этих русских тоже оставляло желать лучшего. Им не выделялись дрова для обогрева, их практически не кормили, они добывали пищу самостоятельно.

Финансовую помощь этим пленникам оказывало руководство Белой армии, попытки же западных стран поддержать их поляки блокировали. Адъютант генерала Бредова вспоминал, что в военном министерстве Польши сидели люди Ю. Пилсудского, ненавидящие «старую» Россию. В белогвардейцах и солдатах Первой мировой войны они видели ее последние осколки.