12/04/17
Public Domain

Как в СССР относились к «детям фестивалей»?

Сегодня в России можно встретить людей с темной кожей и совершенно не европейской внешности, при этом часто с русскими именами и прекрасно говорящих на нашем родном языке… Это так называемые «дети фестивалей». Как правило, их матери по национальности русские, а отцы - родом из Африки, Латинской Америки или с Ближнего Востока.

Плоды «интернациональной дружбы»

В 30-е годы в СССР стали прибывать из США инженеры и предприниматели, представители творческих коллективов, многие из которых были так называемыми «афроамериканцами». Нередко они оставались в нашей стране надолго и даже женились на советских девушках. Естественно, на свет появлялись дети с соответствующим цветом кожи. Наверное, все прекрасно помнят темнокожего малыша из фильма «Цирк», вышедшего в 1936 году, где главную роль исполняет Любовь Орлова. Джеймс Паттерсон стал плодом любви американца Ллойда Паттерсона и советской театральной художницы Веры Араловой. С 28 июля по 11 августа 1957 года в Москве проходил VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Говорят, что девять месяцев спустя у многих молодых москвичек родились дети со смуглой или даже черной кожей. Уже позднее, в 60- х, появился термин «дети фестиваля». Советских девушек привлекала прежде всего экзотика. Тем более что в СССР активно пропагандировали дружбу и равенство между всеми народами, сочувствие к «бедным и угнетенным» жителям развивающихся стран, жертвам «апартеида»… И все это играло свою роль. К тому же, иностранцы умели красиво ухаживать. Девушки буквально осаждали гостиницы и общежития, где жили гости фестиваля, в надежде познакомиться с кем-нибудь из них. Внутрь, конечно, никого не пускали, но кто мог запретить иностранцам выходить на улицу? Романы между «дружественными нациями» разгорались буквально за несколько минут, а дальше оставалось только отыскать ближайшие кусты или поляну в парке… Разумеется, такое поведение, «позорящее советских комсомолок», не поощрялось. Начались облавы, в которых принимали участие добровольные дружинники. Завидев девушку с иностранцем, они ловили первую и выстригали у нее волосы так, что потом оставалось только постричься чуть ли не наголо… Гостей столицы, правда, было распоряжение не трогать.

«Цветного бэби-бума» не было?

«Дети фестиваля» стали появляться на свет весной 1958 года. Скрыть «грех» их матерям было трудно: цвет кожи младенцев выдавал с головой. По большей части таких женщин осуждали, их считали особами легкого поведения. В СССР уже само по себе рождение внебрачного ребенка считалось позорным, а уж если этот ребенок был с виду не таким, как все, то остракизму такую семью подвергали и соседи, и коллеги по работе, и чиновники… Не говоря уж о том, как несладко приходилось такому ребенку в детском саду или школе. Ходили даже легенды, что якобы матерей с «черными» малышами вывозили из Москвы в Вологодскую область, или отправляли таких детей в Ивановский интернациональный детский дом. Что будто бы неподалеку от подмосковной станции «Отдых» открыли спецшколу, в которой учились «дети фестиваля». А их легкомысленных матерей выселяли за 101-й километр… Правда, ни один из этих фактов не имеет официального подтверждения. Но о «цветном бэби-буме» говорить не приходится. В Москве в 1958 году было зарегистрировано всего 531 ребенка-мулата. Так что половые связи русских девушек с неграми вряд ли могли носить массовый характер. Возможно, многие пары ограничились «дружбой» без интима.

От «детей Лумумбы» к «афророссиянам»

Мулаты и метисы продолжали рождаться в России и после фестиваля. Этому способствовало то, что в советских вузах училось немало студентов из «братских» стран. Очень много иностранцев учились в МГИМО, ИСАА при МГУ, РУДН имени Патриса Лумумбы. И многие из них крутили романы с нашими девушками. Появились даже выражения «дети Лумумбы», а после XXII летних Олимпийских игр 1980 года, также проходивших в Москве – и «дети Олимпиады». После проведения в столице в 1985 году XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в обиход вернулся термин «дети фестиваля». На рубеже 1990-2000 годов возник новый термин – «афророссияне», авторство которого приписывает себе телеведущая Елена Ханга. После перестройки к советским и российским мулатам стали относиться куда терпимее, чем в эпоху «развитого социализма». Благодаря своей экзотической внешности они часто делают карьеру, особенно в шоу-бизнесе. Во всяком случае, сегодня появление русскоязычных темнокожих «полукровок» на улице или в общественных местах никого особенно не удивляет.