Архив Кронштадского Морского музея

Как во время блокады Ленинграда водолаз Нина Соколова спасла тысячи горожан

Нина Соколова стала первой в истории женщиной водолазом, однако, это ее не единственная заслуга. Именно эта девушка предложила руководству осажденного немцами Ленинграда проложить по дну Ладожского озера трубопровод, через который на протяжении всей блокады город будет получать бесценное топливо.

Первая женщина-водолаз

После школы Нина Соколова поступила в Ленинградский институт водного транспорта. Получив диплом, девушка попала в бригаду особого назначения, занимающуюся подводными работами, и которая в это время строила порт города Сочи. Девушка проявила себя как смелый ответственный работник и была направлена в Ленинград на курсы повышения квалификации, где и познакомилась с водолазным делом.

Экзаменационная комиссия была удивлена глубокими познаниями девушки, и контр-адмирал Крылов подписал на имя Соколовой документ, разрешающее спуски под воду на десятиметровую глубину. На выдачу свидетельства потребовалось личная санкция председателя Верховного совета Калинина.

Воинский путь

Во время Зимней войны 1939 года Нина Васильевна привлекалась на строительство десантных платформ в сложных условиях Баренцева моря. В одну из смен она чуть не утонула, провалившись в тяжелом снаряжении под лед. После нападения Гитлера на СССР Соколову назначили инженером особого отряда, занимающегося восстановлением подводных коммуникаций Ладожского озера, разрушенных немецкой авиацией.

В начале осени 1941 года в ходе успешного десанта, советские войска заняли на противоположном берегу Невы клочок земли шириной 2 километра, который на всю глубину простреливался нацистскими пулеметами. Группа обеспечения Соколовой занималась прокладкой по дну реки прохода для буксирования под водой танков, артиллерийских снарядов и снаряжения.

Водолазы Нины Васильевны проводили аварийно-спасательные работы в Балтийском море. Часто приходилось действовать под огнем противника, работа усложнялась осенними балтийскими штормами. Водолазы ежедневно опускались на дно при суточной норме хлеба в 300 грамм, многие из них оказались контужены прямо в воде от близких разрывов немецких бомб. За всю войну группа Соколовой подняла со дна 4 тысячи мешков с зерном, которые направлялись в голодающий город.

Топливо через дно озера

Осенью 1941 года водолазы начали прокладку по дну Ладожского озера телефонных кабелей, обеспечивающей связь с «большой землей». После нескольких неудачных попыток 30 октября задача была выполнена. Во время работы Соколовой пришла в голову мысль, что таким же способом можно проложить по дну и бензопровод. До этого топливо поступало в Ленинград баржами, и главной проблемой была малая пропускная способность.

Свою идею Нина Ивановна предложила начальнику военно-восстановительных работ Ивану Зубкову, а тот направил запрос на разрешение в комитет обороны. Весной 1942 года группа водолазов и спецработников провели разведку на дне Ладожского озера. Строительство началось у Осиновецкого маяка, где на берегу рос большой лесной массив, в котором прятались сотни строителей, транспорт, оборудование и трубы.

Ценой невероятных усилий секретный трубопровод с наносными станциями и топливными резервуарами протянули всего за полтора месяца. Местами трубы прокладывались на глубине 35 метров, а благодаря продуманной маскировке немцы так и не узнали о существовании трубопровода.

Смелый замысел Нины Соколовой позволил обеспечить город топливом, которое помогло отстоять Ленинград и спасти тысячи жизней горожан. За время войны через трубопровод прогнали более 45 тысяч тонн горючего.

Одновременно с установкой труб Нина Соколова участвовала в прокладке электричества по дну к Волховской ГЭС. Во время этих работ девушка была серьезно ранена. Залечив раны, она участвовала в разминировании подводных мин и расчистки завалов. После снятия блокады Ленинграда Нина Васильевна получила звание полковника-инженера, а за свою службу она провела под водой почти 650 часов. После войны Соколова занималась преподаванием и передачей своего опыта работы водолазом.