29/05/21

Как знаменитый художник Кокорекин стал причиной смертельной эпидемии в СССР

Как утверждает автор издания «Основы медицинского права РФ», Мохов А. А., благодаря вакцинации, оспа была полностью ликвидирована в СССР к 1936 году. Вспышки заболевания продолжали происходить, но в большинстве своем в малонаселенных пограничных районах. Однако в 1959 году оспа все-таки попала в Москву. Вирус был завезен в столицу известным советским художником Алексеем Кокорекиным.

Известный плакатист в Индии

Алексей Алексеевич Кокорекин родился в 1906 году в городе Сарыкамыше. Как указано в издании «История советского искусства: живопись, скульптура, графика» под редакцией Б. В. Веймарна, Кокорекин перебрался в Москву в 1929 году после окончания Кубанского художественно-педагогического техникума. Практически сразу художник зарекомендовал себя как талантливый плакатист. Способности Кокорекина оказались как нельзя более кстати в годы Великой Отечественной войны. Поэтому неудивительно, что именно в 1941 году он начал работать в военном издательстве при Главном политическом управлении Советской армии и Военно-морского флота. Кокорекин принимал активное участие в выпуске серии агитационных плакатов «Окна ТАСС», получивших особую популярность в военное время.

Понятно, что власти очень ценили вклад Алексея Кокорекина, который он внес своим творчеством в разгром фашисткой Германии, поэтому художника продолжали всячески поощрять и после победы. Мало того, что Алексей Алексеевич дважды, в 1946 и 1949 годах, становился лауреатом Сталинской премии, его отправляли и в заграничные поездки. В 1959 году Кокорекину доверили посетить Индию. Если верить Виктору Зуеву, автору книги «Многоликий вирус. Тайны скрытых инфекций», в Индии Кокорекин стал свидетелем похорон брамина, умершего от оспы. Художник был настолько поражен этим зрелищем, что не только делал зарисовки, но и, не удержавшись, касался вещей усопшего.

Смерть загадочного пациента

Конечно, Алексей Кокорекин далеко не сразу почувствовал недомогание. Это произошло лишь тогда, когда художник вернулся в Москву. Илья Уверский, автор книги «Гроссмейстер и Жемчужина. Фауст XXI века. Перед Апокалипсисом», пишет, что у художника была любовница, которую он и навестил прежде, чем отправиться домой к семье. Законной же супруге Кокорекин солгал, что прилетит на день позже. Мужчина оказался щедрым и привез из Индии подарки как жене, так и своей тайной пассии. Через некоторое время Кокорекин слег и был госпитализирован в Боткинскую больницу, где и скончался утром следующего дня.

В медицинском учреждении правильный диагноз Кокорекину так и не поставили, по крайней мере, при жизни. Как утверждает Владимир Голяховский, автор книги «Путь хирурга. Полвека в СССР. Воспоминания», подобная, на первый взгляд, некомпетентность врачей объяснялась тем, что Алексей Кокорекин перед поездкой обязан был пройти курс вакцинации. И соответствующая справка о прививках у него имелась. Правда, документ оказался поддельным: художник недавно женился на молодой девушке и считал, что медицинские препараты негативно скажутся на его потенции. Но это выяснилось гораздо позже. Академик Руднев и другие советские специалисты долго ломали головы над тем, что же произошло с загадочным пациентом.

Ликвидация вспышки

Только после того, как скончались два санитара, которые доставили Алексея Кокорекина в Боткинскую больницу, медики поняли, в чем дело. Однако время уже было упущено: Кокорекин успел вступить в контакт с большим количеством людей, которые в свою очередь тоже находились отнюдь не в изоляции. Кроме того, если верить Анне и Сергею Литвиновым, авторам книги «Свадьбы не будет», супруга и любовница Алексея Кокорекина отнесли кое-что из индийских подарков в комиссионные магазины. Поиском тех, кто мог по тем или иным обстоятельствам заразиться черной оспой, занялись сотрудники государственной безопасности.

Впрочем, как пишут С. С. Маренникова и С. Н. Щелкунов в издании «Патогенные для человека ортопоксвирусы», значительную часть заболевших все же составил медицинский персонал Боткинской больницы: в общей сложности от Кокорекина оспой заразились 46 человек. Летальных же исходов больше зафиксировано не было. Тем не менее, властями были предприняты срочные меры по ликвидации вспышки: в период с 21 по 27 января 1960 года врачи привили 6 миллионов 187 тысяч советских граждан. Благодаря такой оперативности медиков массовой эпидемии удалось избежать.