22/03/23

Какие крепостные крестьяне стоили дороже всего

На стоимость крепостных крестьян в Российской империи влияло множество факторов: пол, возраст, физическое состояние. Кроме того, не был застрахован «крепостной рынок» и от демпинга. В результате многочисленных войн в страну «пригоняли» огромное количество пленных, что сказывалось на стоимости местных холопов.

Удивительно, но крепостные, проживавшие в крупных городах и столице стоили дороже, чем «аналоги» из захолустного поместья. Очередь не выстраивалась за теми рабочими, которые обитали на окраинных территориях. Таких и вовсе могли приобрести по бартеру — за пушнину, ведро водки или предметы быта.

Покупатели оценивали не только внешние данные «товара», но и профессиональные качества. Понятно, что особый спрос был на тех крестьян, которые считались искусными специалистами в какой-либо сфере.

На покупке крепостных можно было значительно сэкономить. Для этого требовалось покупать бесправных граждан не в «единичных экземплярах», а оптом. Как правило, распродажи устраивались на ярмарках. В то же время ждать их начала не было никакой необходимости. Для этого достаточно было приобрести свежий номер газеты. В издании наверняка попалось бы соответствующее объявление.

Теперь остановимся на ценах. Историк Василий Ключевский писал, что в эпоху Екатерины II при выкупе целой деревни, каждый «прописанный» в ней холоп оценивался в 30 рублей. А к концу её правления за душу меньше 100 рублей уже не давали. Любопытны и описания крестьян Ивана Зиновьева, которые были составлены чиновниками. «Ефим Осипов 23 лет, по оценке 40 рублей», «Марина Степанова 25 лет, по оценке 10 рублей», «Григорий 9 лет, по оценке 11 руб. 80 копеек», — гласили предложения. Стоит обратить внимание на то, что мужчины стоили дороже женщин. Но стоимость на представителей сильного пола падала с возрастом — чем старше был «товар», тем меньше он стоил.

Но всё же максимум «срубить» удавалось с крепостных мужчин призывного возраста. Обычно их продавали с прицелом на то, чтобы поставить в строй вместо не желавшего идти в армию индивида. Торговля потенциальными солдатами относилась к наиболее рентабельному «бизнесу». Продавцы могли обогатиться буквально за несколько удачных сделок.