Подводный крейсер К-141 класса 949A «Aнтeй» «Курск» погиб 12 августа 2000 года, затонув у Кольского полуострова. Эта трагедия вызвала бурю эмоций у жителей России да и во всем мире. Споры о том, как и от чего погибли 118 человек экипажа подлодки не утихают до сих пор. Многие считают, что правительство скрывает правду, и что подводный крейсер столкнулся с неопознанным объектом, бывшим в районе учений, или его торпедировали американцы. Однако кроме истории аварии, «Курск» имеет и свою историю служения стране.
Строительство и характеристики
Атомная подлодка под № 662 была заложена на северодвинском промышленном объединении Севмаш в 1990 году. Это был подводный крейсер водоизмещением 14 700 тонн, имеющий два атомных двигателя, каждый мощностью в 50 000 л.с.; он мог погружаться до глубины в полкилометра, ложиться на грунт и развивал под водой скорость в 33 узла, что составляет больше 60 км/час.
Крейсер мог находиться в автономном плавании до 120 суток и нес грозное вооружение: 30 торпед и мин и комплекс «Гранит» с противокорабельными ракетами ЗМ-45.
Крейсер имел новейшую аппаратуру для связи и радиоразведки, космическую связь, мог принимать целеуказания от самолетов и спутников, противостоять трем крейсерам и одному ударному авианосцу США и контролировать огромные территории.
Имя «Курск» крейсеру присвоили весной 1993 года в честь сражения на Курской дуге, о чем была издана директива командования.
Лодку спустили со стапелей на воду весной 1994 года и приняли в эксплуатацию перед Новым годом, приписав к порту Видяево.
Формированием экипажа занялись до постройки: летом 1991 года сформировали экипаж, а командиром назначили капитана II ранга Виктора Николаевича Рожкова.
После испытаний лодки он остался доволен: «Лодка была превосходная! – говорил он позже, когда журналисты расспрашивали его об истории К-141, – она выполняла все мыслимые и даже немыслимые маневры!»
Лучший поход в Атлантику
Осенью 1999 года подлодка К-141 участвовала в соревнованиях на приз Главкома ВМФ России по ракетным стрельбам, которые в 1990-х годах проводились ежегодно. Экипаж «отстрелялся» «на пять», и его подготовку сочли превосходной.
Международная обстановка была для страны трудной: Самолеты НАТО бомбили Белград, в Сербии шли бои, в Средиземноморье хозяйничала группировка Шестого флота ВМС США, и бомбардировщики спокойно взлетали с авианосца «Тeoдoр Рузвeльт». Русские сербам помочь не могли – своих проблем было выше крыши.
В этой обстановке командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Алексеевич Попов приказал «Курску» совершить поход в Атлантику и прорваться через Гибралтарский пролив в Средиземноморбе, чтобы вести наблюдение за американцами.
«Курск» и экипаж прекрасно справились с задачей, вызвав переполох своим появлением у берегов Сербии. «Это была просто песня!» – так позже вспоминал адмирал Попов. Появление возле американского флота русского крейсера, который уже успели прозвать «убийцей авианосцев», вызвало волнение среди морски офицеров США.
Подводный крейсер искал весь НАТО, но он, проведя наблюдения за кораблями и отработав пять условных атак по кораблям США, исчез с экранов радаров противолодочных кораблей, словно его и не было!
Говорят, после этого похода, пострадало не только американское самолюбие, своих должностей лишились несколько высокопоставленных офицеров НАТО, ответственных за зону Гибралтарского пролива, а «Курск» и его экипаж стали чуть ли не «личными врагами США».
По возвращении домой крейсер был признан лучшей лодкой Северного флота; 72 члена экипажа получили различные награды, капитана I ранга Геннадия Петровича Лячина представили к Герою России.
Вообще, этот год стал дня «Курска» знаковым: по итогам состязаний между экипажами Седьмой дивизии СФ России, крейсер был признан лучшим. Почти треть экипажа были признаны специалистами высшего класса.
Гибель крейсера
В 2000 году СФ начал готовиться к походу в Средиземное море, в котором должна была принять участие авианосная-меневренная группа кораблей.
10 августа 2000 года «Курск»вышел в море в район Кольского полуострова для проведения учений. Ранним утром 12 августа он провел условную атаку на авианосец «Адмирал Кузнецов» и крейсер «Петр Великий», но потом замолчал и следующую учебную атаку не выполнил. Позже стало известно, что последние записи в судовом журнале были сделаны в 11:15.
В 11:28 гидроакустическая установка на «Петре Великом» уловила взрыв, корабль тряхнуло. Тогда никто не обратил на это внимания, но именно в этот миг на «Курске» прогремел взрыв. Крейсер нашли через сутки на глубине в 108 метров. Позже стало известно, что весь экипаж погиб сразу, и только 24 человека в отсеке №9 были еще какое-то время живы.
Официальной версией гибели крейсера стала утечка пероксида водорода, входящего в состав топлива торпед, что вызвало воспламенение, взрыв, пожар и второй взрыв торпед в отсеке №1. Это разрушило перегородки и привело к повреждению корпуса.
Однако высказывались и другие гипотезы. В свете похода в Средиземное море они не выглядели такими уж фантастическими. Считали, что крейсер торпедировали американцы, что причиной аварии могло стать столкновение крейсера с подводной лодкой противника. Была даже гипотеза, что учебная торпеда «Шквал» могла отрикошетить от корпуса подлодки США и попасть в корпус «Курска», что привело к случайной детонации торпеды в отсеке. Были и более прозаические версии – например, считали, что крейсер мог подорваться на мине времен Второй мировой войны.
Для выяснения обстоятельств гибели крейсера, он был поднят со дна моря. Сейчас от «Курска» осталась только рубка с ограждениями. Остальное – утилизировано.