02/12/19

Какие страшные вещи случалось с советскими дипломатами за границей

«Америка хуже Англии, Англия хуже Советского Союза, а Советы хуже их обеих» – этот лозунг аятоллы Хомейни поддерживало множество террористов и экстремистов по всему миру. Не удивительно, что советские посольства и консульства часто становились объектами нападений.

Расстрел консульства в Кантоне

События в консульстве в китайском Кантоне (ныне Гуанчжоу) в 1927 году по своим последствиям были едва ли не самыми трагическими за всю историю советской дипломатии. Разгрому консульства предшествовала неудачная попытка местных коммунистов установить в городе советскую власть («Кантонская коммуна»). Один из лидеров партии Гоминьдан – Ван Цзинвэй – заподозрил, что подстрекателями восстания были русские. По его приказу солдаты Китайской республики 14 декабря вторглись на территорию консульства и расстреляли пятерых его сотрудников, включая вице-консула Абрама Хассиса, старого большевика и участника Гражданской войны. В дальнейшем Чан Кайши приказал ликвидировать все советские консульства.

Взрыв в Тель-Авиве

Вечером 9 февраля 1953 года в советском посольстве в столице Израиля прогремел взрыв. Злоумышленники подложили бомбу под мраморную скамейку во дворе, и осколки камня разлетелись во все стороны. Ранения получила жена посла Павла Ершова, супруга завхоза Сысоева, а также шофёр дипмиссии Гришин. Израильские полицейские установили только то, что взорвалась, вероятнее всего, граната (хотя советская сторона настаивала, что вес взрывчатки составил 30 кг). Ни исполнители, ни заказчики теракта так и не нашлись, несмотря на все усилия следствия. Не исключено, что происшествие было связано с антиеврейским «делом врачей» в Советском Союзе. Всего за день до взрыва «Правда» опубликовала фельетон «Простаки и проходимцы», призывавший не брать на работу «сомнительных» лиц еврейского происхождения.

Атака хунвейбинов

Сторонники Мао Цзэдуна эпохи Культурной революции в Китае оказались немногим лучше гоминьдановцев 1920-х годов. 27 января 1967 года, когда отношения между СССР и КНР были накалены до предела, толпа хунвейбинов окружила советское посольство в Пекине. Фактически дипломаты были заблокированы. Взвинченные китайцы через громкоговорители выкрикивали цитаты Мао и сжигали чучела, изображавшие «советских ревизионистов». «Осада» дипмиссии продолжалась 2 недели. Хунвейбины закидывали окна камнями, а однажды прорвались в само помещение. Но до штурма кабинетов, где закрылись сотрудники посольства, дело не дошло. Из русских в те дни пострадала только жена дипломата из Восточной Германии, которую в магазине «Дружба» пырнул ножом китаец.

Налёт на посольство в Иране

После свержения иранского шаха для советского посольства в Тегеране наступили трудные времена. 27 декабря 1980 года, в годовщину ввода войск в Афганистан, к зданию посольства пришла толпа из нескольких тысяч человек. Они вторглись в помещение представительства на первом этаже, где перебили антикварные вазы, сломали мебель и покромсали картины. К счастью, дипломаты, укрывшиеся на втором этаже, не пострадали. По оценке резидента КГБ в Тегеране Леонида Шебаршина, нападение, вероятно, было тщательно спланировано, но за ним необязательно стояло шиитское духовенство. Это могли сделать левые группировки, которые тогда были активны в стране. В нападении участвовали и этнические афганцы, проживавшие в Иране.

Похищение дипломатов в Бейруте

Только благодаря усилиям советских спецслужб удалось сравнительно малой кровью разрешить инцидент в ливанском Бейруте в 1985 году. 30 сентябре рядом с советским посольством боевики движения «Хезболла» остановили 2 автомобиля с русскими. Сотрудник консульства Аркадий Катков был убит, ещё трёх советских граждан террористы удерживали в заложниках: медика дипмиссии Николая Свирского, офицеров госбезопасности Валерия Мырикова и Олега Спирина. Переговоры, которые велись по многочисленным каналам, в том числе через Сирию, ни к чему не привели. Заложники были отпущены лишь после того, как агенты КГБ в отместку похитили и убили родственника одного из организаторов нападения.