29/04/21

Какие сверхтяжёлые танки планировали строить в СССР

Когда речь заходит о сверхтяжелых танках, обычно вспоминают немецкий «Маус», который почему-то называют единственной воплощенной в металле машиной данного класса. Это совершенно неверно, опытные образцы сверхтяжелых танков создавали и немцы, и англичане, и американцы. А во Франции машины подобного класса производились серийно.

Что касается Советского Союза, то у нас в 30-е годы произвели самую большую серию боевых машин этого класса.

Сначала уточним, какие именно танки считать сверхтяжелыми. Обычно сверхтяжелыми танками считаются те, которые больше тяжелых. То есть имеется только нижняя граница по массе, размерам и вооружению. А это очень неконкретно. Тем более, что в период между мировыми войнами, военная техника развивалась достаточно быстро, и те машины, которые на рубеже 20-х годов казались супермощными, к концу 30-х безнадежно устарели.

Ярким примером может служить французский танк Char de rupture 2С. Для своего времени эта 10-метровая машина, весящая более 70 тонн, с 75-мм пушкой в башне и 45-мм лобовой броней была самым мощным танком в мире. Французы планировали выпустить серию из трехсот машин, но война окончилась и они ограничились десятью. И хорошо, потому что к началу Второй Мировой войны эти танки уже не имели боевой ценности.

Сверхтяжелые танки, учитывая все проекты, были настолько разными, что их самих можно условно разделить на две группы. К одной отнесем те, которые могли бы производиться и применяться в бою, а в другую попадут такие, которые становятся бесполезными уже на стадии замысла, потому что и строить их серийно, и применять просто невозможно. Обычно сюда относят проекты различных сверхгигантов.

Советские сверхтяжелые танки начали создавать на рубеже 30-х годов. В «Системе танкового вооружения РККА» они именовались «мощными танками особого назначения». Все проекты танков этого типа представляли собой многобашенные машины с большим числом пушек и пулеметов. Самый первый проект, танк Т-30, представлял собой 55-тонную машину с 76-мм длинноствольной пушкой в главной башне. Наверху главной башни располагалась ещё одна башня с 37-мм пушкой. Однако, военным этот проект показался слишком слабым.

Более мощные проекты были предложены «шарашкой» под названием «Авто-танковый дизельный отдел Экономического управления ОГПУ» и немецким инженером Гротте, разрабатывавшим в СССР танки по приглашению советского правительства. Оба проекта были похожи, имели одинаковую компоновку с главной башней в центре и четырьмя малыми башенками впереди и сзади. ТП-1 («Танк прорыва первый») весил 75 тонн, лобовая броня 45 мм. ТГ-5 («танк Гротте пятый») имел массу около 100 тонн и броню в 70 мм. Вооружение обеих машин состояло из 107-мм пушки и двух 37-мм или 45-мм орудий в передних башнях. Задние башни пулеметные, причем Гротте хотел сделать их зенитными.

Предлагались и совсем невероятные проекты массой в сотни тонн и с пушками вплоть до 305 мм.

В результате был выбран скромный, но зато реальный проект танка Т-35, который хоть и весил немногим более 50 тонн, и броню имел до 70 мм (в модернизированном варианте), но зато был выпущен серией в 59 машин. К сожалению, в Великой Отечественной войне танк себя проявить не смог. И устарел уже, и изношены все машины были изрядно.

В конце 30-х годов в СССР снова приступили к проектированию сверхтяжелых танков. Т-100 и СМК («Сергей Миронович Киров») не просто построили, но и испытали в войне с финнами.

В 1940 году был разработан проект танка ИС, то есть «Иосиф Сталин». Ничего общего, кроме названия, с принятыми на вооружение в 43-44-гг. тяжелыми танками ИС-1 и ИС-2, эта машина не имела. Масса ИС образца 1940 года — 70 т, лобовая броня до 100 мм. Вооружение составляла 152-мм пушка и три пулемета в малых башенках. Две пулеметные башни располагались в передней части машины, а третья на куполе главной башни и могла вести огонь по самолетам. Почему проект не получил дальнейшего развития непонятно. В 1941 году начались работы над танком КВ-4, характеристики которого были близки к ИСу: около 100 тонн, броня около 100 мм, вооружение — 107-мм и 45-мм пушки. Все специалисты сходятся в том, что танк КВ-4 вполне мог быть запущен в серию и был бы весьма эффективен. Работам по этому танку помешала война.

Самым загадочным из проектов 1940 года был танк ВЛ, что означает «Владимир Ленин». Имеющаяся информация но нему крайне противоречива. Упоминается, что планировалось три модификации от 260 до 460 тонн. Вооружение в главной башне от 130-мм пушки до орудия калибром 305 мм. Дополнительно два 45-мм или 76-мм орудия в передних башнях. Бронирование до 125 мм. Ходовая часть включала четыре гусеницы. Для перевозки по железной дороге танк разбирался на пять частей.