03/08/21

Какие электрозаграждения ставила Красная Армия во время Великой Отечественной

В большинстве изданий, посвященных Великой Отечественной войне, советские энергетики вообще не упоминаются. А между тем они внесли огромный вклад в победу над нацистской Германией. Электрозаграждения останавливали противника под Ленинградом и Москвой, а порой немецкие войска несли серьезные потери.

Разработка электрозаграждений

Перед самой блокадой Ленинграда было предпринято множество мер для обороны Северной столицы. Однако таковых все равно оказалось недостаточно. Поэтому ленинградские энергетики и получили задачу разработать систему электропрепятствий на оборонительных линиях. Об этом факте вспоминал известный ленинградский энергетик, впоследствии награжденный медалью «За оборону Ленинграда», Абрам Маринов. Как следует из дневниковых записей Маринова, приведенных в книге П. С. Непорожнего, В. В. Ежкова и В. Ю. Стеклова «Россия электрическая», руководство разработкой поручили именно ему и на все про все отвели всего 5 дней.

На базе Ленэнерго, где и трудились необходимые для выполнения поставленной задачи специалисты, была организована специальная энерголаборатория. К процессу подключили также сотрудников высоковольтной и кабельной сетей, а также ученых одного из крупнейших на сегодня научно-исследовательских институтов имени Абрама Иоффе. Как указано в журнале «Теплоэнергетика» за 1985 год, уже осенью 1941 года советские инженеры создали 3 линии электропрепятствий: под Лугой, в районе Красногвардейска (ныне Гатчина) и под Пулковым.

Луга и Красногвардейск

Если верить О.Н. Тыняновой, автору издания «Пространство и время войны», для того, чтобы осуществить проект электрозаграждений Луга-Кингисепп, растянувшихся на 40 километров, специалисты смонтировали 320 километров высоковольтных линий и построили 25 электрических подстанций. Голые проводники в свою очередь маскировали дерном. Впрочем, ликвидировать противника таким способом не собирались: энергетики надеялись лишь вспугнуть врага. Как бы то ни было, несмотря на все приготовления, эффективно использовать электрозаграждения на Лужском рубеже не удалось. Немцы наступали слишком быстро. Многие энергетики погибли.

К неудачам прибавлялось и мнение некоторых военных, которые считали, что роль электрозаграждений переоценивается. Об этом упоминает в своей книге «Лужский рубеж, год 1941-й», журналист, участник боев под Лугой Юрий Кринов. Тем не менее энергетики все же переключились на район Красногвардейска. Здесь им повезло больше. Оказавшись в полосе так называемого «шагового напряжения», гитлеровцы, получив удары током, запаниковали, принялись валиться на землю. Такое поведение немцев вызвало смятение в рядах их товарищей. Психологический эффект, к которому в основном и стремились энергетики, был достигнут. Тем более, что советские бойцы воспрянули духом.

На страже столицы

Впрочем, далеко не всегда электрозаграждения выполняли лишь «отпугивающую» функцию. Бывали среди немецких солдат и жертвы. Так, по словам Анатолия Воронина, автора книги «Москва 1941», подмосковная линия электропрепятствий, огибавшая Москву дугой от Химок до Домодедова, представляла собой 4 ряда колючей проволоки, но напряжение подавалось только в последний ряд. Ток поступал на проволоку от 37 специальных трансформаторных пунктов, надежно замаскированных в землянках. Подстанции же в свою очередь получали электричество посредством воздушных линий от предприятия Мосэнерго, более сотни сотрудников которого и занимались возведением электрозаграждений.

К сожалению, сведений о боевом использовании электропрепятствий сохранилось не так уж и много. В основном это лишь воспоминания участников Великой Отечественной войны. Однако никаких оснований не верить им у историков нет. Например, генерал-майор Михаил Иоффе утверждал, что гитлеровцы так и не смогли преодолеть электрические сети, расставленные под Москвой. Все попытки оказывались неудачными. Немецкая пехота, которая стремилась прорваться в районе деревни Козино, попала впросак: по словам Иоффе, несколько десятков нацистов были смертельно поражены электрическим током.