06/05/22

Каким секретным оружием диверсанты Гитлера готовились ликвидировать Сталина

После того, как теракт против руководителей трех союзных держав — Сталина, Рузвельта и Черчилля, замышлявшийся немцами в ходе Тегеранской конференции в 1943 году, был сорван, разведывательно-диверсионный орган СД «Цеппелин» принял решение ликвидировать верховного главнокомандующего СССР прямо в Москве. Двое диверсантов, бывшие советские граждане, перешедшие на сторону врага, супруги Лидия Шилова и Петр Таврин (настоящая фамилия Шило), 27 сентября 1944 года передали немецкой разведке первую радиошифровку о якобы успешном начале операции. На самом деле сразу по прибытии на территорию Советского Союза террористы попали в руки советской контрразведки и посылали немцам ложные шифрограммы уже с конспиративной квартиры НКГБ.

Провал операции

Как гласит официальная версия, рецидивист Петр Таврин, в 1942 году добровольно перешедший из рядов Красной армии на сторону нацистов, проходил диверсионную подготовку в центре «Цеппелин-Норд», который сначала находился во Пскове, а затем переместился в Ригу. В январе 1944 года с Тавриным трижды встретился главный диверсант Третьего рейха Отто Скорцени и разъяснил детали возложенной на него миссии – убить Сталина прямо в советской столице. 5 сентября 1944-го летчики-асы Люфтваффе из авиагруппы «КГ-200» на специальном четырехмоторном самолете «Арадо 232», предназначенном для высадки диверсионных групп в ночное время, предприняли неудачную попытку забросить террористов на территорию СССР. По одной версии, самолет, на борту которого находились диверсанты, был подбит зенитчиками противовоздушной обороны Московского округа, после чего летчики были вынуждены совершить аварийную посадку в районе Ржева. По другой версии, подтвержденной на допросе самим Тавриным, посадка подо Ржевом была запланирована, но во время нее самолет получил серьезные повреждения. Так или иначе, но не успел самолет совершить посадку, как экипаж вместе с диверсионной группой был тут же взят под арест сотрудниками НКВД-НКГБ. При Шиловой обнаружили фальшивые документы младшего лейтенанта СМЕРШ. У Таврина были изъяты поддельные документы майора военной контрразведки СМЕРШ и Героя Советского Союза, подлинная звезда Героя Советского Союза, ордена и медали, снятые немцами с убитых офицеров Красной армии, чистые бланки различных удостоверений, более сотни печатей всевозможных советских учреждений. Кроме того, при агентах разведывательно-диверсионной организации СД «Цеппелин» были обнаружены пистолеты с пулями разрывного и отравляющего действия, радиоуправляемое взрывное устройство и спецоружие «Панцеркнаке» с девятью реактивными гранатами.

Чудо-оружие

Портативный гранатомет «Панцеркнаке», 30-миллиметровый заряд которого способен был пробить броню в 35-40 мм на расстоянии в 300 метров, составлял всего 20 см в длину и 5 см в диаметре. Крепился «Панцеркнаке» ремнями прямо к руке и приводился в действие кнопочным устройством. Для срабатывания электрического механизма на поясе размещалась небольшая батарея.

Если пистолеты пригодились бы в случае близкого контакта с «отцом народов» во время одного из официальных мероприятий, проникнуть на которое Таврину могла помочь фальсифицированная героическая биография, то спецоружие «Панцеркнаке» террористы должны были применить, если представится возможность убить Сталина прямо в его бронированном автомобиле во время поездки по городу.

Для маскировки гранатомета Таврин заказал в одной из рижских пошивочных мастерских фирменное кожаное пальто работника СМЕРШ, отличительной особенностью которого стал неодинаковый размер рукавов – правый шире левого. В правом рукаве диверсант и намеревался спрятать орудие убийства. По одной из версий, так и не получившей, правда, достаточного документального подтверждения, благодаря этому пальто советской контрразведке и стало заранее известно о готовящемся забросе немецких диверсантов: о необычном заказе спецслужбам сообщили рижские подпольщики.

Расплата

Судьба как самих немецких террористов, так и членов экипажа диверсионного самолета была незавидной. В августе 1945 года по приговору Особого совещания при НКВД летчики «Люфтваффе», осуществлявшие заброс террористов на территорию СССР, а потому не попадавшие под категорию военнопленных, были приговорены к расстрелу. Таврина и Шилову еще несколько лет спасало сотрудничество с советской контрразведкой, которая сначала вела с неприятельской стороной радиоигру под кодовым названием «Туман», желая предотвратить высадку новых немецких диверсионных групп, а затем, уже в послевоенные годы, использовала несостоявшихся убийц Сталина как приманку для возможных нацистских агентов. Однако в 1951 году Таврин и Шилова были преданы суду и также приговорены к высшей мере. Год спустя приговор был приведен в исполнение.