Какими псевдонимами во время войны пользовался Георгий Жуков

Известный историк спецслужб Николай Долгополов утверждает, что в советской армии существовала хорошая традиция – называть людей, руководивших крупными операциями, условными именами. По словам Долгополова, различными псевдонимами во время Великой Отечественной войны пользовался и маршал Георгий Жуков.

Конспирация прежде всего!

Анатолий Уткин, автор книги «Русские во Второй мировой войне», считает, что Иосиф Сталин всегда боялся утечки информации, именно поэтому в конспирации ему не было равных. Действительно, во время Великой Отечественной войны немцы усиленно следили за всеми перемещениями советских войск, а в особенности за перемещениями Георгия Жукова. Гитлеровцы были уверены в том, что там, где находится в данный момент военачальник, предпринимаются главные усилия по организации наступления Красной армии. Так, Жуков в 1942 году рвался под Сталинград на завершение операции «Уран», однако Сталин отправил его под Ржев для осуществления другой операции «Марс», которую официальная историография называет «отвлекающей».

Вообще, всевозможные уловки для введения противника в заблуждение использовались на протяжении всей Великой Отечественной войны. Именно для этой цели, как утверждает В.Н. Лобов, автор издания «Военная хитрость в истории войн», наиболее важным фигурам, принимавшим участие в военных действиях, присваивались псевдонимы. Так, известно, что Сталин подписывал документы «временной» фамилией Васильев, возможно, потому, что был отцом Василия. Николай Ватутин подписывался Федоровым, Андрей Еременко – Ивановым, Александр Василевский – Михайловым. Судя по всему, основой для перечисленных псевдонимов послужили отчества военачальников. Впрочем, «поддельные» фамилии опять же в целях конспирации могли меняться.

Фамилия командира корпуса

Например, Георгий Жуков во время некоторых операций (например, Сталинградской операции) подписывался Константиновым, а во время других – иной фамилией. Так, на страницах книги Юрия Емельянова «Маршал Сталин» можно найти телеграмму от 15 ноября 1942 года, в которой Васильев (то есть Сталин) обращается к товарищу Константинову (Жукову) и предлагает тому назначить «день переселения Федорова и Иванова» по личному усмотрению. Александр Василевский в своих мемуарах «Дело всей жизни» приводит текст еще одной телеграммы, датированной 6 января 1943 и подписанной «Константинов» (псевдоним Жукова) и «Михайлов» (псевдоним самого Василевского).

Понятно, что подпись и обращение «Константинов» появлялись в документах не просто так, а в целях конспирации. Об этом говорил и сам Георгий Жуков. Елена Ржевская, автор книги «Берлин, май 1945», утверждает, что маршал рассказывал ей: «У немцев приказ был следить, где Жуков». Георгий Константинович заявлял: «Я ведь поэтому шифровки Сталину подписывал — Константинов. Сейчас, если найдете их, и не поймете, что Константинов — это я». Мало того, Георгий Константинович объяснил Ржевской и происхождение данного псевдонима. Как ни странно, по словам Жукова он не был связан с его отчеством. «А у меня командир корпуса был Константинов», — пояснил военачальник.

Одна из форм имени

Как утверждает Дмитрий Волкогонов, автор издания «Сталин», во время Великой Отечественной войны был у Георгия Жукова и еще один псевдоним, образованный от имени, — Юрьев. В.Н. Лобов пишет, что под этой фамилией Жуков «скрывался» в том числе в Курской битве. Но Георгий Константинович использовал этот псевдоним и позже. Известный историк Борис Соколов на страницах своей книги «Красная Армия против войск СС» приводит текст телеграммы Сталина от 12 февраля 1944 года, адресованной Юрьеву (то есть Жукову): «Тов. Юрьеву. Прорыв корсуньской группировки противника из района Стеблев в направлении Шендеровка произошел потому, что слабая по своему составу 27-я армия не была своевременно усилена…».

Примечательно, что условная фамилия военачальника была известна всем, с кем он мог так или иначе контактировать. Поэтому данный псевдоним Георгия Жукова нередко использовался даже в устной речи. Так, в издании «Всегда впереди» 1987 года, где были собраны воспоминания ветеранов партии – участников Великой Отечественной войны, имеется рассказ, в котором фигурирует устный приказ: «Будете докладывать обстановку Юрьеву». Здесь же дано и объяснение о том, что Юрьев – это военный псевдоним Жукова. Однако, если псевдоним Сталина, Васильев, можно объяснить наличием сына Василия, то у Жукова сыновей вообще не было. Возможно, все дело в имени маршала, Георгий, которое раньше имело формы и Егор, и Юрий.