27/06/25
Школа султана Хасана/Фредерик Гудолл

Какой цвет одежды в исламе дозволен, а какой нет

В исламе много ограничений. Например, мусульманину нельзя носить одежду некоторых цветов. На какие же конкретно оттенки наложено табу?

Чёрный цвет

Чёрный цвет в исламе является дозволенным. Он не связан с трауром, ведь посланник Аллаха Мухаммед в день открытия Мекки был в чёрной чалме.

Белый цвет

Пророк Мухаммед говорил: «Надевайте белые одежды. Воистину, они – лучшие из одежд. И заворачивайте в (белое) ваших покойников». Мужчинам во время паломничества рекомендуется использовать именно белую одежду: изар, закрывающий нижнюю часть тела, и риду (плащ или накидку на плечи).

Зелёный цвет

Также относится к категории дозволенных цветов. Согласно свидетельству Абу Римса, на посланнике Аллаха были две одежды зелёного цвета.

Красный цвет

В Коране и Сунне нет ни одного прямого запрета на красную одежду. Ограничения существуют, но косвенные. Так, хадис от Анаса гласит: «Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) запрещал нам красный аль-маясар» (аль-Бухари 5849, Муслим 2066). Но «аль-маясар» – это подстилка, которую стелили на верховых животных. К вещам красных цветов отсыла нет. Кроме того, существует множество свидетельств того, что сам пророк Мухаммед иногда надевал красные одежды.

Многие исламисты придерживаются мнения, что красное разрешено носить женщинам, но запрещено мужчинам. Опять же, данный запрет распространяется только на полностью красную одежду. Если дополнить образ вещами других цветов, то ограничения действовать не будут.

Такое «гендерное» разделение объясняется тем, что красный цвет уподобляет мужчин женщинам. Кроме того, этот оттенок считается привлекающим внимание: «Тому, кто в мирской жизни оденет одеяние славы, чтобы привлечь к себе внимание, на того Аллах в судный день наденет одеяние унижения, и не посмотрит на него» (Абу Давуд, Либас, 5). Исламисты также обращают внимание – красное любят носить неверные, например, европейцы.

Жёлтый и оранжевый цвета

На мужчин распространяется запрет, касающийся ярко-жёлтого (шафранового) и оранжевого цветов. Шейх аль-Альбани объясняет табу тем, что в исламе одежда цвета шафрана отождествляется с неверными или женщинами.