Особую ценность для советских спецслужб в годы Великой Отечественной войны представляли идейные антифашисты, бежавшие из вооружённых сил противника. Одним из них был авиатор Хайнц Мюллер, совершивший перелёт на советскую сторону, а впоследствии помогавший Красной Армии брать Берлин.
Биография Мюллера
Уроженец Брауншвейга Хайнц Мюллер с точки зрения Гестапо считался «непрозрачным немцем». Поступки молодого человека говорили о том, что доверять ему нацисты не могут. Мюллер был потомственным рабочим, а в 1931 году вступил в Союз социалистической молодёжи. Вместе с другими социалистами он противостоял фашизму в земле Саар, впоследствии неоднократно арестовывался. В годы Второй мировой войны Мюллер как враг режима два года провёл в концлагере Дахау, где его «перевоспитывали». После освобождения социалист, возможно, остался бы на гражданке, если бы не катастрофические для вермахта последствия кампании 1943 года. К зиме восполнять потери исключительно благонадёжными арийцами стало уже невозможно. Поэтому командование начало призывать на фронт откровенных оппозиционеров, надеясь, что хотя бы часть из них будет честно воевать – если не за фюрера, то из патриотических соображений. Так 28-летний Хайнц Мюллер стал унтер-офицером Люфтваффе. По одним источникам, он служил в 1-й военно-транспортной воздушной эскадре лётчиком, по другим – бортмехаником.
Перелёт к русским
В начале 1944 года немецкие транспортники перебрасывали пехотинцев из Одессы в Крым, который гитлеровцы отчаянно пытались отстоять. Летать приходилось с большим риском. Между собой лётчики называли этих солдат смертниками.
Однажды Мюллер предложил другим членам экипажа «Юнкерса» – Рейзиху, Риттеру и Петиху – перелететь на русскую сторону. Как ни странно, те согласились. Например, берлинец Франц Петих был обозлён на Гитлера за то, что тот, обещая завоевать весь мир, не смог уберечь от разрушения даже столицу рейха. Есть также версия, что часть экипажа сопротивлялась авантюре, но их «убедило» дуло пистолета.
В сводке «Совинформбюро» от 29 января 1944 года событие выглядело вполне буднично. «В районе Мелитополя на нашей территории приземлился вполне исправный немецкий транспортный самолёт «Ю-52». Экипаж самолёта в количестве четырёх человек сдался в плен».
Однако на самом деле лётчиков-перебежчиков из Люфтваффе в Красной Армии было немного. Можно с уверенностью сказать, что гораздо меньше, чем сталинских соколов, перелетевших к немцам. Так что на Хайнца Мюллера и его сослуживцев обратили самое пристальное внимание.
Диверсант-подрывник
Ознакомившись с биографией Мюллера, контрразведчики решили, что более «идейного» антифашиста им не найти. Поэтому унтер-офицер вскоре был завербован.
Осенью 1944 года Мюллера перебросили в Германию уже как диверсанта. Вместе с напарником Паулем Лампе он получил несколько бомб с часовым механизмом. Применить их следовало по собственному усмотрению. Первоначально планировалось взорвать штаб в районе Далем. Но эта операция сорвалась после того, как на берлинской автостраде Мюллер и Лампе, пытаясь завладеть машиной, убили трех эсэсовцев. Некоторое время диверсанты вынуждены были скрываться, за их поимку власти предлагали миллион марок.
Тем временем к Берлину вплотную подошли русские, и Мюллер решил уничтожить что-то более существенное, чтобы повредить оборону города. Таким объектом стал артиллерийский склад на Променаден аллее.
«Используя свою офицерскую форму, Мюллер проник на склад (ему помогали еще четыре подпольщика) и заложил там взрывное устройство… Колоссальной мощности взрыв случайно совпал с очередной бомбардировкой города. Немцы решили, что взрыв склада произошел от детонации или прямого попадания авиабомбы», - рассказывает писатель-документалист Теодор Гладков в книге «Тайны спецслужб III Рейха. «Информация к размышлению».
Ещё один заряд Мюллер оставил для подрыва склада с фаустпатронами. Война закончилась для диверсанта 25 апреля 1945 года, когда он явился в советский штаб – отчитаться о проделанной работе.