Как вспоминали ленинградцы, в 1935 году коммунальные квартиры в Северной столице опустели. Комнаты опечатали, а их хозяев бросили за решетку или выслали из города. Всего, по данным историков, тогда из Ленинграда было выселено 39660 человек. Все они образовали так называемый «кировский поток».
Тысячи арестованных и тысячи высланных
В 1930-х годах Советский Союз накрыла волна массовых репрессий. Одним из самых пострадавших от репрессий тех лет городов историки считают Ленинград. И недаром. Если верить воспоминаниям ленинградцев, которые приведены в издании «Проклятые места планеты» (составитель Ю. Ф. Подольский), в ту пору Северная столица в буквальном смысле опустела. Горожане, проживавшие в коммунальных квартирах, утверждали, что комнаты в них стояли опечатанными, а их хозяева в это время находились в Крестах. Действительно, по данным Александра Попова, автора книги «Два Петербурга», только за 1935 год к различным срокам заключения были приговорены 24 374 жителя Ленинграда.
Мало того, как указано в издании «Санкт-Петербург» (составители Марина Федотова и Кирилл Королев), в тот же период из Ленинграда и области были выселены 39 660 человек. Примечательно, что Наум Синдаловский, автор книги «Очерки Петербургской мифологии, или Мы и городской фольклор», приводит более внушительные цифры: он утверждает, что в 1935 году из города было выслано около 200 тысяч ленинградцев. По словам Синдаловского, тем, кто подлежал высылке, давали на сборы всего 3 дня. Затем всех грузили в так называемые «эшелоны слез», каждый из которых состоял из 2 паровозов и 60 вагонов. Иногда эти поезда называли «Дворянская стрела» и на то были свои причины.
Убийство Кирова как предлог?
Дело в том, что высланные из родного города на Север страны, в Коми АССР ленинградцы были причислены к «неблагонадежным элементам». Впрочем, среди пассажиров «эшелонов слез» оказались не только бывшие дворяне и купцы, но и профессура, и деятели искусств, в общем представители интеллигенции. Вне зависимости от своего происхождения или принадлежности к той или иной профессии все ссыльнопоселенцы невольно оказались участниками события, которое, как пишет в своей книге «Эта короткая жизнь: Николай Вавилов и его время» Семен Резник, историки окрестили «кировским потоком».
Своим названием «кировский поток» обязан русскому революционеру Сергею Кирову, а точнее его убийству, произошедшему в декабре 1934 года. Именно с убийства Кирова в Ленинграде и начались массовые репрессии. Авторы издания «Проклятые места планеты» уверены в том, что советская власть таким образом решила уничтожить в Ленинграде последние следы имперской столицы: Иосиф Сталин считал Ленинград городом, где осталось слишком много «бывших царских чиновников и их челяди». Некоторые историки, если верить Семену Резнику, склоняются к тому, что с этой целью Сталин и организовал расправу над Кировым. Однако сам Резник пишет о том, что эксперты до сих пор не пришли в данном вопросе к единому мнению: есть и те, кто думают, что Сталин просто воспользовался убийством Кирова для того, чтобы избавиться от всех нежелательных элементов.
«Реабилитация» ленинградцев
Справедливости ради стоит отметить, что в это же время в стране началась и «реабилитация» репрессированных. Так, 30 декабря 1935 года было опубликовано Постановление ЦИК и СНК СССР «О приеме в высшие учебные заведения и техникумы». Его текст, приведенный в книге Юрия Жукова «Иной Сталин», гласил: «Отменить установленные при приеме в высшие учебные заведения и техникумы ограничения, связанные с социальным происхождением лиц или с ограничением в правах их родителей». Дошла очередь и до крестьян, осужденных по указу «Об охране социалистической собственности». В 1936 году комиссией было рассмотрено 115 тысяч дел, из которых 91 тысяча была признана «неправильной», а 37 тысяч человек освободили от дальнейшего отбытия наказания.
Эта своеобразная «реабилитация» коснулась и некоторых ленинградцев. Если верить Константину Романенко, автору издания «Почему ненавидят Сталина?», в феврале 1936 года в свет вышло Постановление, согласно которому НКВД и Прокуратуре СССР было предложено отменить высылку и разрешить свободное проживание на территории страны высланным в 1935 году из Ленинграда и лично ничем не опорочивших себя учащимся высших учебных заведений или лицам, занимающимся общественно-полезным трудом. А в июле того же 1936 года Политбюро приняло еще одно решение: «Предложить ЦИК СССР и ВЦСПС лиц, высланных из Ленинграда, но невиновных в конкретных преступлениях, на время высылки не лишать избирательных прав и права на пенсию».