11/08/21

Как воевали в штрафных ротах Красной Армии

Тема потерь и численности войск в Великой Отечественной Войне невероятно сложная: на протяжении полувека появлялись новые данные, рассекречивались архивы. В независимой России работу по оценке военных потерь проводил генерал-полковник Кривошеев. Его итоговую цифру, то есть 8 млн. 668 тысяч военнослужащих вооружённых сил и внутренних войск, официально принял Генштаб. Однако работу Кривошеева критиковали учёные, и в особенности Виктор Николаевич Земсков, известный историк и исследователь демографии СССР. По подсчетам Земскова военные потери в ВОВ и японской кампании составили 11, 5 млн. человек.

Как же появились штрафники в РККА? Приказ «номер 227» от 28 июля 1942 года, в народе прозванный «Ни шагу назад!», в качестве меры укрепления дисциплины вводил штрафные батальоны и роты. По мнению командования, нахождение в одном соединении осужденных военно-полевым судом и «обычных» солдат в момент катастрофического наступления гитлеровских войск негативно сказывалось на боевом духе. Проштрафившиеся солдаты могли «затаить обиду» и сознательно проводить диверсии. За весь период войны известны 65 отдельных штрафных батальонов, и более тысячи рот. Кстати, последняя штрафная рота в составе 1-й Ударной Армии прекратила существование спустя месяц после взятия Берлина.

Интересно, что планировалось использовать особые эскадрильи из лётчиков, причастных к саботажу или проявивших трусость. Идея не получила распространения, возможно из-за высоких рисков, и с сентября 1942-го неблагонадежных пилотов просто направляли в пехоту.

Штрафные роты пополнялись рядовыми и сержантами, которые были осуждены за воинские и общегражданские преступления, и не были приговорены к расстрелу. Такая рота в среднем насчитывала 150-200 солдат. Кроме того, штрафбат образца 1943 года комплектовался красноармейцами, которые длительное время находились в плену, в окружении или на оккупационной территории и не прошли проверку органами НКВД, вызвав подозрения в сотрудничестве с нацистами. Офицеры и командный состав часто восстанавливались в званиях. Один штрафбат насчитывал до 800 бойцов.

Интересно, что в штрафные роты могли направить граждан, осужденных за преступления легкой или средней степени тяжести, с максимальным сроком заключения не более двух лет. Матёрые уголовники, убийцы, государственные преступники могли пополнить штраф-роту только в виде особого исключения. На короткое время в 1943 году рецидивистов с зон всё же решили призывать, однако вскоре новый приказ отменил данное решение. Ситуация из художественного сериала «Штрафбат» (2004 года), когда «воры в законе» допускались к командованию не соответствует реальности: постоянный состав штрафных единиц армии формировался из кадровых офицеров. Им даже полагались специальные льготы.

«Политические» заключенные также попадали в зону боевых действий очень редко. Например, курсанта В.В. Карпова, будущего Героя Советского Союза, обвинили в агитации против государства и отправили на фронт. Там Карпов проявил себя, как участник захвата «языков». Вопреки распространённому мнению, срок "отбывания наказания" в штрафбатах и штрафротах не превышал двух-трех месяцев. Более того основанием для «освобождения» и реабилитации служили ранение и гибель. Во многих случаях семья погибшего могла рассчитывать на пенсию. Стоит отметить, что процент потерь личного состава штрафных формирований был на порядок выше, чем в обычных соединениях.

Согласно рассекреченным данным, за период 1942-1945 годов более 994 тысяч красноармейцев были осуждены. Из них 430 тысяч подлежали заключению, а 427 тысяч других «провинившихся» прошли через штрафные подразделения. Еще около 200 тысяч дезертиров бежали в неизвестном направлении, либо были «возвращены» бойцами загрядотрядов в расположение частей.