Векоторых публикациях последних десятилетий можно встретить утверждение о том, что Яков Яров, который был сожжен живьем в 1736 году за колдовство, ересь и богохульство, является отдаленным предком Владимира Ульянова (Ленина).
Сожжение живьем как вид казни в отношении "преступников против Христовой веры" было широко распространено в Европе и не обошло стороной и Россию. Впервые на Русской земле это наказание было применено в 1227 году в Великом Новгороде. В 1504 году в Москве были сожжены живьем многие члены секты, известной как "жидовствующие". В 1649 году огненная смерть была включена в Соборное уложение царя Алексея Михайловича в качестве юридической нормы. Во второй половине XVII века в огне было казнено множество старообрядцев - несколько тысяч. В отличие от Западной Европы, сожжение религиозных преступников в России производилось в срубе, и публика не имела возможности наблюдать муки приговоренного.
Последние случаи сожжения живьем произошли в России при императрице Анне Иоанновне, во время правления всесильного Иоганна Бирона. В 1738 году было сожжено шесть человек, а в 1739 году - один. Известный русский историк Василий Татищев, который в то время был уральским губернатором, вынес два приговора к сожжению за отступничество от православия. В отдельных странах Западной Европы сожжение живьем практиковалось до первой четверти XIX века.
Один из сожженных во время царствования Анны Иоанновны был Яков Яров, посадский человек из Симбирска. В 1736 году его приговорили за наличие "запрещенных книг" в доме, а также за приготовление колдовских зелий и их использование для нанесения вреда людям. Проще говоря, он был казнен за свою стремление к знаниям и за то, что лечил людей травами и кореньями. Возможно, при изготовлении лекарств Яков Яров сопровождал их колдовскими обрядами. В то время рациональные знания о полезных свойствах растений сосуществовали с верой в магические, оккультные действия, которые, предположительно, усиливали целебную силу снадобий.
Арест Якова Ярова был вызван доносом его жены, с которой он был несчастливо женат. По ее заявлению, муж уклонялся от супружеских обязанностей, а также заявил, что ребенка, которого она ожидала, нужно будет принести в жертву дьяволу. Агенты воеводы начали следить за Яковом и поймали его с поличным в момент, когда он готовил какие-то зелья и произносил заклинания.
Под пыткой Яков Яров назвал имена тех, кто обращался к нему за медицинской помощью. Эти люди были схвачены и допрошены. Оказалось, что Яков использовал молитвы при приготовлении своих зелий, а не колдовские заклинания. Таким образом, выяснилось, что донос был результатом злобы его жены. Ярова уже собирались освободить, но в Симбирске сменился воевода, который не стал вникать в дело и решил приговорить Ярова к казни в соответствии с законом.
18 марта 1736 года Яков Яров был сожжен на месте, которое сейчас называется площадью Ленина в городе Ульяновске. Вероятно, Яров был свободомыслящим человеком своего времени, так как перед казнью он отказался от исповеди.
Таким образом, возникает вопрос о том, если Яков Яров был предком Ленина, то его ребенок был рожден и выжил. К сожалению, дальнейшая судьба этого ребенка неизвестна, поскольку нет исторических свидетельств на этот счет.
Попробуем подойти с иного конца: со стороны семьи Ульяновых. Понятно, что нужно смотреть родословную отца, Ильи Ульянова, так как предки матери – Марии Бланк – западного происхождения (немецкого, шведского и еврейского из Украины). Отец Ильи Ульянова – Николай Ульянов – был астраханским мещанином, но происходил он из крепостных крестьян Нижегородской губернии. Бабушка Ленина по отцу – Анна Смирнова – также была астраханской мещанкой, происходила из крещёных калмыков. Если ребёнок Ярова (мы не знаем, какого пола он был) был предком Ленина, то, скорее всего, по линии деда.
Остаётся, однако, неясность, каким образом ребёнок, родившийся в семье посадских людей Симбирска в 1736 году, мог стать родителем крепостного крестьянина Нижегородской губернии, родившегося в 1770 году. Этот пробел невосполним никакими сведениями, поскольку данных о родителях Николая Ульянова не имеется. Теоретически можно предположить, что ребёнок Ярова вступил брак с крепостным крестьянином или крестьянкой и сам, таким образом, перешёл в закрепощённое состояние. Такие случаи бывали неоднократно. Иногда жизнь под покровительством богатого помещика казалась привлекательнее нищеты на воле. Но было ли это так? В данном случае мы не знаем.
Если Яров действительно был предком Ленина, получается, что он был дедом его деду – Николаю Ульянову, то есть прапрадедом Ленина.
Однако поскольку никаких свидетельств такого происхождения никем не предъявлено, есть основания полагать, что происхождение Ленина от симбирского колдуна – один из множества современных исторических мифов, циркулирующих в СМИ эпохи Интернета. Этот миф основан лишь на топографическом совпадении, а также особых свойствах подозреваемого человека («сожжён на костре за колдовство», «знахарь», «вольнодумец» и т.д.), и совершенно игнорирует то обстоятельство, что реальные предки Ленина родом из Симбирска никому не известны. Семья же Ульяновых перебралась в Симбирск только на 38-м году жизни отца Ленина, и никаких родственников в Симбирске у неё не имелось.