Комиссар Федотов: чем занимался самый секретный человек в СССР

Для окружающих его жизнь была окутана плотной завесой тайны. По внешности этого человека никто не мог бы предположить, чем он на самом деле занимается. Немного полноватый, в очках, Петр Васильевич Федотов напоминал среднестатистического советского интеллигента. Однако за его плечами был далеко не «профессорский» опыт. В самые тяжелые для страны годы Федотов возглавлял отечественную контрразведку.

Биография

В феврале 1941 года при очередной реорганизации «органов» в состав Народного комиссариата государственной безопасности вошло 2-е управление, отвечавшее за контрразведку. Его возглавлял комиссар 3 ранга Пётр Федотов. Именно ему предстояло защищать секреты Советского Союза от шпионов во время Великой Отечественной войны.
Выходец из небогатой петербургской семьи, в годы Гражданской войны Федотов стал политруком в армии. В 1921 году началась его служба в различных органах ЧК-НКВД. 16 лет чекист провёл на Северном Кавказе, постепенно продвигаясь по службе. Одной из заслуг Федотова было, например, участие в ликвидации крупных чеченских банд Мазы Шадаева и Али Митаева. Он зарекомендовал себя усидчивым и дисциплинированным сотрудником, склонным к аналитической работе, осторожным, но порой, как отмечало начальство, довольно медлительным.
Пока его коллег по ЧК в 1937 году расстреливали в ходе «чистки», Петр Федотов получил назначение в Главное управление госбезопасности НКВД, где некоторое время возглавлял отдел, боровшийся с политической оппозицией – троцкистами, националистами и другими «контрреволюционерами».

Начальник контрразведки

В управлении контрразведки при Петре Федотове было 6 отделов. Первые четыре выявляли шпионов разных государств, причем главным из них был «немецкий» первый отдел, отвечавший за работу с вражеской агентурой. Пятый отдел отвечал за спецмероприятия, а шестой – за охрану дипкорпусов.
В НКВД всерьёз рассматривали возможность захвата немцами Москвы. В этом случае Федотов должен был остаться в оккупированной столице и возглавить подпольное сопротивление, устраивая диверсии и взрывы. Хотя этого не произошло, работы у советских контрразведчиков хватало.
Например, широкое распространение получила практика «радиоигр» - используя перехваченные радиостанции, русские передавали в абвер дезинформирующие сведения. Таким образом удалось задержать несколько сотен агентов врага.
На счету Петра Федотова – срыв покушений на Сталина, Рузвельта и Черчилля во время конференций в Иране и в Ялте. Именно «незаметный» начальник контрразведки помешал планам знаменитого нацистского диверсанта Отто Скорцени.
По окончании войны Федотову присвоили звание генерал-лейтенанта. Он оставался во главе 2-го управления уже МГБ до сентября 1946 года.

Последующие годы

В дальнейшем несколько лет Петр Федотов руководил не контрразведкой, а заграничной разведкой, будучи заместителем председателя Комитета информации при совете министров Вячеслава Молотова. В этой должности он оставался до 1952 года, однако объем его ответственности на посту из-за частых реорганизаций периодически менялся. Несмотря на высокую оценку его деятельности, после расформирования комитета Федотов в течение года оставался не у дел, прозябая в резерве МГБ.
После смерти Сталина, казалось, фортуна вновь улыбнулась Федотову. Он был возвращен к прежним занятиям и руководил контрразведкой с 1954 по 1956 годы. Однако хрущевская оттепель поставила крест на карьере Петра Васильевича. Ему припомнили тот факт, что в 1940-е годы он организовал операцию «ложный закордон». Жителей Дальнего Востока забрасывали якобы за границу, где с ними работали фальшивые «японские спецслужбы». Если же советские граждане соглашались шпионить на японцев, их «разоблачали» в СССР, после чего расстреливали или давали срок. Посредством сфабрикованных этим способом дел было осуждено 130 человек.
В 1959 году Петра Федотова лишили звания генерал-лейтенанта и изгнали из коммунистической партии с формулировкой «за нарушения социалистической законности». Через 4 года он умер в Москве.