В XVII в Русской православной церкви произошёл Раскол. Так появились никоновцы (сторонники Никоновской реформы) и старообрядцы. Между образовавшимися двумя течениями оказалось довольно много различий. Коснулись они и нательного креста. Так чем же старообрядческий крест отличается от православного?
Восемь концов
После Никоновской реформы для старообрядцев стало «делом чести» сохранить привычную форму главного символа – восьмиконечный крест, иногда вписываемый в четырёхконечный. Его обратную сторону всегда украшала фраза: «Да воскреснет Бог, и разыдутся враги его или Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим».
А вот православная церковь допускала также шести– и четырёхконечные кресты, которые у старообрядцев считались неполноценными. Противники никоновцев считали – крест должен быть именно восьмиконечным и никаким другим. Дело в том, что при раскопках на Голгофе нашли крест, на котором распяли Спасителя, а он как раз-то и был восьмиконечным!
Так для чего же столько «концов»? К большой перекладине прибили руки Иисуса Христа, к верхней планке – табличку с надписью «Иисус Назарянин, Царь Иудейский», а нижняя предназначалась для ног распятого (в церковной традиции одна из её сторон была поднята выше и указывала в сторону раскаявшегося разбойника).
Без изображения
Кресты старообрядцы старались никогда снимать при жизни (даже в бане или перед врачом). Если же крест, полученный при крещении, всё же по каким-то причинам приходилось «отделять от тела», то читалась специальная молитва.
Старообрядческий крест не дополнялся изображением распятого Христа.
Приверженцы данного течения считали, что такое «дополнение» делает крест иконой, которая предназначена для непосредственного созерцания и молитвы, а не для постоянного ношения. Старообрядцы также поясняли – изображение означает то, что Спасителя распинают дважды (крест сам по себе – это уже символ распятия).
А вот у православных после Раскола впервые появились нательники с образом Христа. Ничего предосудительного в этом последователи нового ответвления уже не видели.