02/01/22

Крупнейшие поражения Красной Армии и вермахта в «котлах»

Первое стратегическое окружение советских войск произошло в Белоруссии. 2-я и 3-я танковые группы вермахта, взяв Минск, окружили большую часть войск Западного фронта: 10-ю, 3-ю и 13-ю армии, отдельные корпуса, различные части и соединения. Войска, расположенные в Белостокском выступе, не имели никаких шансов отступить просто из-за отсутствия достаточного числа дорог. В «котел» попали двадцать четыре дивизии (в том числе шесть танковых и четыре моторизованные). Немцы взяли в плен около 300 тыс. человек, им досталось свыше 3000 танков и 2000 орудий. Погибло и пропало без вести только командиров корпусов и дивизий шестнадцать человек. Кто-то застрелился, как генерал-майор И. И. Копец (командовал авиацией фронта). Немало военачальников расстреляли, включая командующего фронтом генерала армии Д. Г. Павлова.

Хотя сотни тысяч бойцов погибли, сотни тысяч сдались в плен, кто-то просто сбежал, десятки частей Западного фронта не сложили оружие. Они превратились в тех самых белорусских партизан, которые доставили вермахту очень много проблем. Партизанили бойцы Западного фронта до самого освобождения Белоруссии в 1944 году.

Самым крупным в истории стратегическим окружением считается «киевский котел». В результате выхода 2-й танковой группы в тыл Юго-Западного фронта и соединения ее с прорвавшимися навстречу дивизиями 1-й танковой группы, в кольце оказались сорок дивизий 5-й, 21-й, 26-й и 37-й армий.

В плен попало 600 тыс. человек. Данные о количестве пленных немецкие — возможно, сюда включены не только окруженные войска этого фронта, но других цифр нет.

Так как немцы не имели достаточно сил для создания плотного кольца, небольшие группы советских войск смогли выйти из окружения. В числе вышедших полковник И. Х. Баграмян (тогда он был начальником оперативного управления штаба фронта) и командующий 37 армией генерал-майор А. А. Власов.

Погибло много высших офицеров, включая командующего фронтом генерал-полковника М. П. Кирпоноса. Часть попала в плен, среди них и генерал-майор М. И. Потапов, командарм 5-й армии.

«Вяземский котел» по своим масштабам не уступал Киевскому, а по своим возможным последствиям имел даже большее значение, так как фактически открывал дорогу на Москву. 3-я и 4-я танковые группы, прорвав оборону Западного и Резервного фронтов, окружили западнее Вязьмы пять советских армий: 16-ю, 19-ю, 20-ю, 24-ю и 32-ю. В составе этих армий было тридцать семь дивизий (в том числе три танковых), девять танковых бригад.

По немецким данным, в плену оказалось свыше 600 тыс. человек. По данным американского историка Дэвида Гланца, по итогам Вяземского сражения вермахт захватил более 1200 советских танков и свыше 5000 орудий. В сражении под Вязьмой потери Красной Армии убитыми, ранеными и пленными составили свыше миллиона человек.

Многие части и соединения, попавшие в окружение, не сложили оружие и сражались в тылу. Это и были те партизанские части, которые приняли активное участие в Ржевско-Вяземской операции 1942 года.

«Барвенковский котел», в отличие от других, возник не в результате наступления вермахта, а был следствием наступательной операции Красной Армии. Войска Юго-Западного и Южного фронтов должны были взять Харьков. Но в результате удара 1-й немецкой танковой армии на плацдарме западнее Северского Донца были отрезаны 6-я и 57-я армии. Всего в «котел» попали двадцать семь дивизий (из них семь кавалерийских) и четырнадцать танковых бригад. Прорваться из окружения смогли лишь небольшие подразделения. Немецкие документы говорят, что в плен было захвачено около 240 тыс. человек, но в это число входят не только взятые в плен на Барвенковском плацдарме, но и на других участках фронта за весь период этой операции. Немцам досталось свыше 2000 орудий и 1200 танков. В боях пали сразу три генерал-лейтенанта: заместитель командующего Юго-Западным фронтом Ф. Я. Костенко, командармы 57-й и 6-й армий, К. П. Подлас и А. М. Городянский.

Все части и соединения, попавшие в окружение, были разгромлены или пленены — активных партизанских действий в этом районе впоследствии не велось.

Самый крупный «котел», в который попали войска вермахта во Второй Мировой войне — это окружение 6-й немецкой армии в районе Сталинграда. В результате встречных ударов Сталинградского и Юго-Западного фронтов в ноябре 1942 года (операция «Уран») были окружены некоторые соединения 4-й танковой немецкой, 3-й и 4-й румынских армий. Всего двадцать немецких (включая три танковые и три моторизованные) и две румынских (пехотная и кавалерийская) дивизий.

По официальным советским данным, было окружено более 250 тыс. человек, из которых 91 тыс. сдалась в плен, включая 24 генерала и командующего 6-й армией фельдмаршала Паулюса. Согласно более поздним данным, опубликованным в книге А. Панина «Сталинград. Забытое сражение», по немецким документам, численность немецких войск в районе Сталинграда на 1 ноября не превышала 170 тыс. человек, большая часть из них потом попала в кольцо.

Сталинградский «котел» был не только самым крупным, но и единственным, из которого не смогла вырваться даже небольшая группа немецких солдат.