26/03/18

Кто стоит за Telegram-каналом «Незыгарь»

Аудитория мессенджера Telegram в марте превысила 200 миллионов активных пользователей в месяц. Это безумное по всем стандартам число – большое подспорье для распространителей развлекательного, информационного и даже пропагандистского контента.

Да и сервис, как пишут сами его создатели, может делать то, «что другие приложения не решались реализовать»: он поддерживает «безумно большие групповые чаты» и «неограниченные каналы вещания». Так что не удивительно, что Telegram стал едва ли не главным источником политической информации в России.

Анонимности доверяют больше

Главным средством распространения информации в Telegram стали каналы - как анонимные, так и именные сообщества, в которых автор или авторы по своему усмотрению размещают контент. Число таких источников подсчитать вряд ли возможно. Однако приблизительный масштаб можно понять, если учесть недавнее признание создателя сервиса Павла Дурова. По его словам, одних только связанных с террористами каналов в приложении было заблокировано с момента создания, то есть с 2013 года, свыше 8,5 тысяч.

За пять неполных лет в Telegram перебрались почти все известные блогеры, журналисты и СМИ. Среди русскоязычной аудитории под своим именем активность здесь ведут, например, Илья Варламов, Артемий Лебедев, Евгений Минченко и Олег Кашин.

Однако подавляющее количество контента пользователи получают из анонимных каналов, таких как «Методичка» или «Незыгарь». Последние, распространяя свои «инсайды» или избирательно освещая события, вполне могут влиять на мнение сотен тысяч человек.

Доверие к таким информационным источникам с каждым днём растёт. Того же «Незыгаря» всё чаще цитируют не только другие околополитические каналы, но и СМИ. Данные анонима, правдивые или нет, периодически выдаются то за ценные сведения, то за экспертный комментарий. Отсюда вопрос, кто стоит за телеграм-каналом и «кто его играет», задаётся всё чаще.

Чья музыка

В интернете можно найти не одно расследование о том, кто же на самом деле ведёт и кто владеет каналом «Незыгарь». Выдвигаются самые разнообразные версии. В этом ключе упоминали, в частности, соавтора блога «Перзидент Роисси» Арсения Бобровского и предпринимателя Константина Малофеева.

Называлось также имя сотрудника компании «Ренова» Дмитрия Коваленко. Подозревали даже Олега Кашина, который, впрочем, и сам строил догадки относительно автора канала. Наконец, существует предположение, согласно которому «Незыгаря» ведут сразу несколько достаточно крупных политологов.

Доказательства всех этих вариантах, впрочем, достаточно скупы. Выводы делаются на основе «анализа» стиля, времени публикации постов, наличии или отсутствии ошибок. Получилось ли вывести блогера на чистую воду, так и не ясно, но благодаря всем расследованиям, которые проводились неоднократно, аудитория канала росла. Сначала до 20 тысяч. Затем – до 25 тысяч подписчиков на почве одного из «разоблачений». Сейчас «Незыгарь» может похвастаться 118 тысячами читателей.

Впрочем, внимание дознавателей к каналу было настолько велико, что они не могли не заметить происходящие в нём неоднократные перемены. Изначально в сообществе велись рассуждения о перестановке в силовых структурах. Однако в середине года канал сменил тематику, став общеполитическим. Предполагается, что связано это с продажей «Незыгаря».

Затем настала новая пора перемен. В декабре 2017 года блогер Илья Варламов, ссылаясь на свои источники, сообщил, что «Незыгаря» за 20 миллионов рублей приобрёл основатель компании «Михайлов и партнёры», генеральный директор ТАСС Сергей Михайлов, которого, к слову, и ранее называли одним из владельцев.

Эта информация, естественно, была оперативно опровергнута в михайловских структурах. Однако факт остаётся фактом: с декабря-января в канале начали публиковаться рекламные посты и предложения о сотрудничестве, количество репостов других сообществ увеличилось, а качество контента, скажем так, стало другим.

Фанат усов и Подмосковья

Изменения в «Незыгаре» совпали аккурат с началом президентской кампании в России. И это не могло не сказаться на контенте. Немалая часть внимания, конечно, уделялась «кандидату номер один» - Владимиру Путину. Собственно, это было естественно в силу его должности и центричности российской политики.

При этом отношение к действующему президенту на канале было подчёркнуто безэмоциональным и скорее даже нейтральным.

Вместе с тем тон повествования указывал, что переизбрание главы государства неизбежно. Такой настрой явно не способствовал явке, из-за чего в телеграм-сообществе в шутку начали говорить, что «Незыгарь» портит планы Администрации Президента.

Менее сдержано в канале рассказывалось о другом кандидате - Павле Грудинине. Его фамилия в постах появлялась несравнимо чаще фамилий остальных претендентов, а в одной из записей он даже назывался «тёмной лошадкой выборов». Ко всему прочему опросы, проводимые или цитируемые «Незыгарем», неизменно давали представителю КПРФ куда большее число голосов, чем он получил на деле 18 марта.

Анонимному автору канала, в частности, принадлежит следующее описание роли Грудинина в избирательной кампании: он, сам того не желая, «начал собирать протестный электорат и превратился в форму "троллинга власти"».

Несмотря на резкость, фраза эта звучит привлекательно для сторонников протестного голосования. При этом кандидат от коммунистов называется «самостоятельным направлением избирательной кампании под названием "избиение младенца"», реализуют которую «Ковальчуки и губернатор Воробьёв».

К слову, определённая нелюбовь у «Незыгаря» имеется к руководству Московской области. Дань ли это сложившейся ситуации, когда в Подмосковье возникает проблема за проблемой, или неприязнь другого рода, но критика Андрея Воробьёва на канале версии 2018 года появляется постоянно. Впрочем, удивляться этому не приходится, если учесть, что в сентябре 2018 года нас ждут выборы нового губернатора региона.

Всё это, конечно, лишь частный пример одной большой политической игры. Кто стоит за ней, можно только догадываться. Нам же остаётся только выбирать источники, не верить беспрекословно даваемой информации и осмысливать её критически.