Необычные строения можно встретить в Волосовском районе Ленинградской области – прямо в поле, вдоль трассы. Вернее, сами строения вполне обычные – это деревенские печи, но стоят они не внутри домов, а прямо под открытым небом. Что это и зачем? Инсталляция может показаться странной, если вы не знаете истории этого места...
Большое Заречье
Первые упоминания о деревне Заречье встречаются в Писцовой книге Йордебокер, «Писцовые книги Ижорской земли» и относятся к 1500 году. Тогда – и даже несколько раньше – на территории нынешнего села Калитинского возникло первое совсем небольшое поселение. В конце XIX века под именем Старое Заречье оно насчитывало уже 74 крестьянских двора – довольно много даже по современным меркам. А по советской переписи населения 1936 года здесь было уже 180 дворов и более 1300 жителей. Но с началом войны все изменилось.
В августе 1941 года территория была оккупирована немецкими войсками и многие жители, спасаясь от жестокости захватчиков, покинули деревню. Часть из тех, кто остался, была угнана на работы в Германию. Тем не менее, несмотря на непрекращающиеся буквально в нескольких десятках километров бои, деревня продолжала жить. Многие дома были покинуты, но не уничтожены, а просто стояли с заколоченными окнами и дверьми – ждали хозяев.
Как вспоминал советский историк и участник войны Анатолий Черняев в своей книге «Моя жизнь и мое время», брошенные дома – обычное дело для того времени. Причем они оставались полностью нетронутыми за исключением одного элемента – печной трубы. Бросая дома, хозяева обычно вынимали из кладки несколько кирпичей, чтобы печь нельзя было растопить. Таким образом деревни сохраняли от возможно пожара. Ведь желающих переночевать в натопленной избе было множество: и среди отступающих советских солдат, и среди наступающих немцев, и среди партизан или дезертиров. И каждый из них – из-за неумелого обращения с печью – легко мог устроить пожар и спалить всю деревню.
Ленинградская Хатынь
Но вернемся к Большому Заречью. В 1943 году – после Курской битвы – ситуация на фронте поменялась. Стратегическая инициатива оказалась на стороне РККА, и отступающие фашисты стали активно применять тактику «выжженной земли». На еще оккупированных территориях шла борьба с партизанами, а карательные отряды уничтожали всех, кто был заподозрен в связях с подпольщиками. Такая судьба постигла и жителей деревни Большое Заречье. В октябре 1943 года сюда ворвался карательный отряд – поселение было сожжено. Жителей же – кто не успел спастись бегством – согнали в один из домов соседней деревни и сожгли. Всего погибло 66 человек, почти треть из них составляли дети.
Скорее всего, о судьбе деревни, названной впоследствии «Русской Хатынью», не узнали бы, если бы не рассказы немногочисленных уцелевших после той расправы. После окончания войны поселение решили не восстанавливать, отреставрировали лишь уцелевшие в огне каменные печи, которые стоят посреди поля до сих пор. В 1971 году на месте сожженного Большого Заречья установили памятный мемориал.