«Личный секретарь Геббельса»: как её содержали в советском Бухенвальде

Бывший личный секретарь министра пропаганды нацистской Германии Йозефа Геббельса, , хранила молчание много лет. Она решилась дать первое интервью лишь в 2011 году. После этого Помзель суждено было прожить еще 6 лет, в течение которых она успела написать мемуары. В книге Брунгильда упомянула и о своем пребывании в советском лагере № 2, который был устроен прямо в Бухенвальде.

Счастливый билет

Ранняя биография Брунгильды Помзель ничем не отличалась от судеб многих ее соотечественниц. Она родилась в 1911 году в Берлине. Там же она окончила школу и устроилась в одну оптовую компанию. Впоследствии эту работу Помзель потеряла. Хорошее место, а именно должность секретаря на государственной радиостанции, Брунгильда получила только после того, как стала членом нацистской партии. Об этом она сама рассказала в одном из своих интервью британскому изданию The Guardian. Тогда Помзель считала, что вытащила счастливый билет: она зарабатывала 275 марок – целое состояние по тем временам.

В те годы, как утверждала Брунгильда, она и понятия не имела о преступлениях гитлеровского режима. Однако Помзель не отрицала того, что была шокирована арестом одного из популярных радиодикторов. Кроме того, Брунгильда замечала, как изменилась жизнь ее подруги-еврейки Евы Левенталь после прихода к власти Адольфа Гитлера. Мало того, вскоре Ева вообще исчезла. Брунгильда же якобы полагала, что ее приятельницу отправили в деревню, располагавшуюся в Судетах, для «заселения неосвоенных территорий». Как бы то ни было, Помзель продолжала состоять в партии, а в 1942 году стала личным секретарем министра пропаганды Германии Йозефа Геббельса.

Наивная Брунгильда

В связи с тем, что Брунгильда Помзель вращалась в нацистских кругах, ее неведение о том, что творилось в стране и в мире, вызывает большие сомнения. Тем более, что в некоторых эпизодах Помзель принимала самое непосредственное участие. Так, если верить изданию «Political Geography: World-Economy, Nation-State and Locality» (Colin Flint, ‎Peter J. Taylor), Брунгильда Помзель проводила свои рабочие дни, изменяя официальную статистику. Например, было сокращено количество немецких солдат, погибших во время Второй мировой войны, а число зарегистрированных изнасилований, совершенных советскими военнослужащими в отношении гражданок Германии, напротив, увеличилось.

Примечательно, что Брунгильда Помзель не отрицала и того факта, что в феврале 1943 года присутствовала в Берлинском Дворце спорта, когда там выступал Йозеф Геббельс со своей «речью о тотальной войне». По словам Помзель, Геббельс в тот момент превратился в «разъяренного карлика». Однако секретарь министра знала его совсем с другой стороны. Брунгильда называла его интеллигентным, вежливым и даже благородным человеком. С не меньшей симпатией отзывалась Помзель и о жене Геббельса Магде. После того, как в результате бомбежки дом Брунгильды был разрушен, Магда подарила ей свой шикарный костюм.

Пребывание в лагерях и освобождение

В наивность экс-секретаря Геббельса никто не поверил и в 1945 году. Именно тогда Брунгильда Помзель была арестована. Последующие 5 лет она провела в Бухенвальде, где был организован советский лагерь № 2, а также в других бывших нацистских концлагерях. Интересно, что Помзель в книге «The Work I Did: A Memoir of the Secretary to Goebbels» (Brunhilde Pomsel, ‎Thore D. Hansen) утверждала, что во время заключения она испытала немало приятных моментов. Помзель вспоминала, что ее обеспечивали трехразовым питанием, чего в то время были лишены многие ее соотечественники. Кроме того, будучи в лагере для интернированных, Брунгильда не страдала от отсутствия горячей воды и безработицы. Да и досуг она проводила вполне цивилизованно: занималась художественной самодеятельностью, играла в спектаклях.

Помзель была освобождена в 1950 году, вернулась домой и снова устроилась на работу в телерадиокорпорацию. Правда, много лет Брунгильда хранила полное молчание. На все просьбы журналистов об интервью она неизменно отвечала отказом. Как указано в издании «Female Administrators of the Third Reich» (Rachel Century), только в 2011 году Помзель заговорила. Перед этим она обдумывала предложение репортера почти полгода. Впоследствии Брунгильда написала и книгу воспоминаний. Зачем 100-летняя женщина нарушила свой обет, так и осталось загадкой. Однако сама Брунгильда уверяла, что сделала это не для того, чтобы «очистить свою совесть». До самой смерти Помзель твердила о своей невиновности. Она умерла в 2017 году в возрасте 106 лет.