Любекская казнь: как британские лётчики в 1945 году убили 12 тысяч советских солдат

Всего за несколько дней до окончательной капитуляции Германии – 3 мая 1945 года – британские лётчики устроили в бухте города Любека настоящую бойню. Союзники разбомбили немецкие пароходы, на борту которых было до 12 тысяч узников концлагерей – в основном советских военнопленных. Иначе, как казнью это не назвать – в результате этого чудовищного военного преступления выжило не более 300 человек. При этом, информация о том, что на судах находятся не военные цели, а безоружные пленные, была прекрасно известна британскому командованию. О произошедшем стало известно спустя 80 лет. 3 мая 2025 года ФСБ опубликовала рассекреченные данные из архивов.

Пошли ко дну

В апреле 1945 года Гиммлер издал секретный приказ об эвакуации концлагерей. Требовалось как можно быстрее и тщательнее замести следы преступлений нацистского режима. Для этого в последние дни апреля эсэсовцы отправили из концлагеря Нойенгамме в Любек пешком или в товарных поездах более 10 тысяч заключённых. 2 мая 1945 года их доставили на лайнер «Кап Аркона», грузовое судно «Тильбек» и корабли «Афины» и «Дойчланд», стоявшие в гавани Любека.

Немецкое командование также заранее известило представителей шведской и швейцарской миссий Красного Креста о предстоящем перемещении. 2 мая данную информацию получил британский генерал Джордж Робертс, войска которого вели наступление в районе Любека. А вот от военачальника руководство ВВС Великобритании сведений о перемещении заключённых уже не получило. Это привело к тому, что мирные корабли стали целями для английских лётчиков.

О произошедшем в СССР стало известно лишь благодаря выжившим советским гражданам и то через несколько лет. Официальное расследование данного инцидента не проводилось. Не поступило из Лондона и извинений в адрес Москвы.

Письмо Саломаткина

В качестве доказательств Центр общественных связей ФСБ опубликовал копии рассекреченных документов из Центрального архива ведомства о тех страшных событиях. Среди них – письмо Василия Саломаткина, направленное 2 мая 1949 года полковнику Василию Ванееву в Управление уполномоченного при совете министров СССР по делам репатриации граждан. Автор документа, который находился на одном из кораблей, подробно описал уничтожение британскими военными самолётами и катерами кораблей с заключёнными нацистских концлагерей в Любекской бухте.

«Корабли, на которых находились мы, не сделали ни одного ответного выстрела по самолётам английской авиации. Всю панораму бомбёжки английской авиации я наблюдал лично», – вспоминал Саломаткин.

Эсэсовское командование лайнера «Кап Аркона», на котором находился Василий, выбросило белый флаг, означающий капитуляцию. Следом заключённые, находящиеся на палубе, сняли с себя белые рубашки и начали махать, давая понять английским лётчикам, что корабль сдаётся. Но это не остановило британцев. Они начали бомбить скопление просящих о сохранении жизни безоружных людей.

Продолжение следует…

На этом казнь не закончилась. К местам затопления кораблей ринулись британские торпедные катера. Выжившие узники, барахтающиеся в воде, бросились к ним навстречу, наивно рассчитывая на спасение. Но солдаты, находящиеся на катерах и не думали никого подбирать. Они стояли и расстреливали чуть ли не в упор плывущих узников…

Второй эпизод, описанный Саломаткиным, повествует о событиях в городе, куда англичане нагнали немецких военнопленных. То и дело от британцев поступали угрозы расправы, на которые вышестоящее командование не реагировало. «В лагере мы объявили своим людям, чтобы они доставали оружие для самозащиты. Достав оружие, мы установили в лагере свою охрану и охраняли лагерь от нападения немцев. В таких условиях мы находились у англичан …», – писал Саломаткин.

Не помог комендант города – англичанин – с похоронами погибших узников. Бывшим заключённым пришлось самостоятельно рыть братские могилы для своих товарищей, тела которых выбрасывало на берег.

Всё это время англичане активно вели пропагандистскую работу – уговаривали военнопленных не возвращаться в Советский Союз.

Выжившие свидетели

Естественно, делать выводы только на основании одного письма, никто не стал. Полковник Ванеев направил документ в Министерство иностранных дел СССР, а оттуда для проверки изложенных в нём фактов оно было переслано в Министерство государственной безопасности. «Показания Саломаткина подтверждаются рядом опрошенных свидетелей из числа лиц, спасшихся после потопления пароходов», – констатировало 24 сентября 1949 года МГБ СССР.

Так, 15 сентября удалось допросить командира авиационного отряда Советской армии В.Д. Козулю. «Третьего мая 1945 года, примерно в час дня, я и другие заключённые, находившиеся в каюте «Кап Аркона», увидели три самолёта «Хаукер Харрикейн», которые приближались к нашему пароходу, а затем сбросили на него бомбы», – вспоминал допрашиваемый. Далее Козуля рассказывал, как «в течение 10-15 минут они интенсивно обстреливали судно из пулемётов и сбрасывали бомбы».

Аналогичные показания были получены и от 15 других свидетелей, которым удалось пережить этот английский налёт, сопоставимый по уровню жестокости и цинизма с самыми громкими преступлениями нацистского режима.