16/11/19

"Международная солидарность": что творилось в экспериментальном детском доме, в котором воспитывался Василий Сталин

В доме-лаборатории под названием «Международная солидарность» воспитывались дети многих партийных чиновников. Даже сын Иосифа Сталина Василий посещал это дошкольное учреждение. Однако вскоре после открытия детского сада, по Москве поползли о нем нехорошие слухи. Просуществовав всего 4 года, лаборатория была ликвидирована.

Элитный детский сад

В молодой советской России идеи основателя психоанализа Зигмунда Фрейда были необычайно популярны. Партийные лидеры (в том числе и Лев Троцкий, который был дружен с Фрейдом) возлагали большие надежды на психоанализ. Как заметил Василий Бабков в своей книге «Заря генетики человека», именно стремление создать так называемого «Нового Человека» и подтолкнуло власти к организации в 1920-х годах Московского Государственного психоаналитического института, а также экспериментального детского дома. С апреля 1922 года немецкое объединение горняков стало снабжать последнее учреждение продовольствием, вследствие чего оно и получило название «Международная солидарность».

Детский дом-лаборатория «Международная солидарность» считался эдаким элитным круглосуточным детским садом. Если верить изданию «Педагогическая психология» (издательство «Владос-пресс»), дошкольное учреждение посещали дети революционера Федора Сергеева, больше известного как «товарищ Артем», военачальника Михаила Фрунзе, академика Отто Шмидта. Одним из воспитанников «Международной солидарности» был и младший сын Иосифа Сталина, Василий. Общее число воспитанников сада не превышало 20 человек, что позволяло педагогам осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку.

«Воспитание полноценных детей»

Такое скромное количество воспитанников объяснялось и тем, что в доме-лаборатории велись научные исследования, в ходе которых необходимо было проводить ежедневные наблюдения за каждым ребенком. Как писал профессор Иван Ермаков, директор «Международной солидарности», слова которого приведены в работе А. А. Парамоновой «Психоаналитический дискурс о ребенке в России в 1920-1930-х годах», главной целью учреждения являлась «выработка методов изучения и воспитания полноценных в социальном смысле детей».

Для достижения этой цели воспитатели в первую очередь отказались от оценочных суждений в адрес своих подопечных. Причем, как ни странно, это касалось и сексуальной сферы жизни. Как утверждает Константин Нивников, автор издания «Трактат о воспитании. Поколение уродов», сексуальные потребности детей были возведены в ранг таких обыденных нужд как голод или жажда. Поэтому воспитанники, ничуть не стесняясь, удовлетворяли свои желания прямо на глазах у педагогов. Вообще и мальчики, и девочки были абсолютно свободны в любых проявлениях своего любопытства друг к другу.

Закрытие учреждения

Однако подобные вольности, царившие в детском доме и поначалу не вызывавшие никакого ужаса у высокопоставленных родителей, вскоре стали причиной появления различного рода слухов. Тем более, что педагоги дошкольного учреждения ничего не скрывали и часто выступали с докладами на конференциях. Между тем, как пишет Валерий Лейбин в своей книге «Психоаналитическая традиция и современность», в это же время начала набирать обороты и коммунистическая идеология, сопровождавшаяся критикой учения Фрейда. Поэтому все психоаналитические программы и исследования были свернуты. А в 1925 году был закрыт и психоаналитический институт.

Тогда же в отношении дома-лаборатории «Международная солидарность» было проведено расследование. В вердикте комиссии, отрывок из которого приведен в издании «Междуцарствие в головах» Галины Мурсалиевой, говорилось о том, что онанизм наблюдался у большинства детей, постоянно проживавших в детском доме. В том же 1925 году вместе с психоаналитическим институтом по приказу наркома здравоохранения Семашко «Международная солидарность» была ликвидирована. Примечательно, что формальным поводом для такого решения стал чересчур большой бюджет, уходивший на содержание экспериментального детского сада.