Первая публикация о юных краснодонцах-подпольщиках была написана Александром Фадеевым и опубликована в «Правде» спустя несколько месяцев после того как в феврале 1943 года Красная Армия освободила Краснодон от немцев и из шурфа шахты № 5 извлекли останки казненных членов «Молодой гвардии».
Писателю неоднократно приходилось выслушивать упреки в извращении истории подвига участников подпольной организации Краснодона – слишком много оказалось в ней как недосказанных, так и явно подтасованных фактов.
«Это не подлинная история молодогвардейцев»
Так каждый раз отвечал сам Александр Фадеев, когда его упрекали в игнорировании или искажении реальных событий, происходивших с «Молодой гвардией» в действительности. Одноименный роман был опубликован в 1946 году, но по прямому указанию Сталина автор внес в произведение существенные изменения, и спустя 5 лет во второй редакции «Молодой гвардии» отразил руководящую роль партии в деятельности подпольщиков – написал о том, чего на самом деле не было.
Во время луганской пресс-конференции 1993 года с участием исследователей событий, связанных с формированием и деятельностью «Молодой гвардии» (отчет о работе конференции публиковался в том же году в «Известиях»), были обнародованы факты, которые в своем романе Фадеев либо не упоминал, либо исказил. В частности, говорилось, что организация была создана в октябре 1943 года посредством объединения нескольких подпольных отрядов Виктором Третьякевичем, а вовсе не Олегом Кошевым, как написал Фадеев. Третьякевич и был комиссаром молодогвардейцев.
Фадеев вывел в качества предателя «Молодой гвардии» Евгения Стаховича (хотя сам писатель впоследствии оправдывался: дескать, это собирательный образ), тогда как в действительности подпольщиков выдал доносчик Геннадий Почепцов, который продал полиции пятерых руководителей «Молодой гвардии», включая Третьякевича, Земнухова и Кошевого. В романе Фадеева о реальной роли Почепцова в арестах молодогвардейцев не упоминается.
В конце 80-х – начале 90-х годов стали известны протоколы допросов свидетелей и участников истязаний арестованных членов «Молодой гвардии», в них много жутких деталей пыток и издевательств над юношами и девушками, в романе Фадеева во многом эти фактологические детали умышленно или по незнанию автор опустил.
Горькая «каша»
Главный упрек исследователей темы краснодонцев-подпольщиков Фадееву состоял в том, что писатель в своем псевдодокументально-художественном романе использовал настоящие имена и фамилии юных жителей Краснодона, сопровождая их характеристиками и оценками, которые часто не соответствовали реалиям – в итоге вместо исторической правды получилась «каша», где перемешивались действительность и вымысел. Автор «Молодой гвардии», примеру, называл предательницами Зинаиду Вырикову и Ольгу Лядскую. Девушки отсидели в сталинских лагерях, но впоследствии, после тщательного пересмотра дел прокуратурой, были реабилитированы и все обвинения с них сняли.
Примечательно, что не нашел в романе отражения и однофамилец самого писателя, 23-летний Гурий Фадеев, служивший в полиции Краснодона и дававший показания пособникам немцев на Ивана Земнухова и семью Олега Кошевого.
Одного из немногих выживших молодогвардейцев Василия Левашова, давшего в конце 90-х годов интервью «Комсомольской правде», возмущало вольное обращение Александра Фадеева с историческими фактами, касавшимися деятельности подпольной организации. По словам Василия Левашова, «Молодая гвардия» была раскрыта вовсе не из-за чьего-либо предательства, а из-за элементарного несоблюдения конспирации ее членами – по мнению ветерана, на них вышли после захвата молодогвардейцами немецкого грузовика с рождественскими посылками – Третьякевич отплатил мальчишке-свидетелю нападения на машину за молчание трофейными сигаретами, а вскоре парнишку взяли с немецким куревом на местном базаре, и ребенок рассказал, откуда товар.
Под именем Стаховича в романе Фадеева подразумевался (хотя конкретно об этом не говорилось) Виктор Третьякевич, реабилитации которого родственники добивались (и в итоге добились) более 10 лет. Одна из молодогвардейцев, Валерия Борц, утверждала, что Третьякевич на самом деле был предателем – не выдержал пыток, которые производили над ним в присутствии мамы Валерии (женщину потом отпустили, от нее скрывавшаяся дочь якобы потом и узнала о предательстве Третьякевича).
Хотя известно, что Валерия Борц неоднократно меняла свое мнение по поводу роли Третьякевича в «Молодой гвардии», как и многие другие молодогвардейцы: после выхода романа Александра Фадеева героям-краснодонцам давали понять, что лучше придерживаться «канонической» версии, изложенной писателем – дескать, раз напечатано, значит, так все оно и было.