01/07/23
ФОТО: Ситников Николай/ТАСС

Море на костях: почему Москва пьет «мёртвую» воду

Московское море (да-да, существует и такое) хорошо известно не только жителям столицы, но и других регионов. Официальное название этого водоёма – Иваньковское водохранилище. Располагается оно в верховьях Волги и из него берёт начало канал имени Москвы, который снабжает москвичей (а также жителей Дубны, Конаково, посёлков Козлово, Новозавидовский и Радченко) пресной водой.

Рукотворное море

Площадь Московского моря составляет 327 квадратных километров, ширина – примерно 30 километров, а максимальная глубина достигает 19 метров.

В гиротехнических целях водоём используют Иваньковская ГЭС и Конаковская ГРЭС, в рекреационных – множество пансионатов и санаториев, построенных на берегах. Кроме того, по Московскому морю осуществляется пассажирское и грузовое судоходство.

Создание такого моря в 1937 году стало частью амбициозного советского проекта «Москва – порт пяти морей». Но не стоит думать, что соединить Волгу с Москвой-рекой придумали в СССР. На самом деле, первые планы строительства такого канала были разработаны ещё при царе Алексее Михайловиче. Осуществить задуманное государь не успел, а его сын Пётр Первый счёл и вовсе строительство слишком затратным.

Канал начали рыть в 1825 году при Николае Первом, но функционировал водный путь лишь десять лет – с 1850 по 1860 годы. Во второй половине XIX столетия наступила «эра железных дорог», а поэтому значение канала отошло на второй план. Вскоре он пришёл в упадок.

Вопрос приоритетов

Решение о возобновлении строительства было принято уже в годы советской власти. Без перегибов, естественно, не обошлось. В угоду высшей цели (обеспечить москвичей питьевой водой) город Корчева и около 100 деревень вместе с лесами, кладбищами, церквями, жилыми постройками, были затоплены. Жители были вынуждены переехать на ПМЖ в другие населённые пункты.

«Стройка века» стала для тысяч заключённых ГУЛАГа, чей труд был задействован, братской могилой. Умерших от голода, холода и перенапряжения хоронили там же – в общих ямах.

Но цель всё же была достигнута. Москвичи больше никогда не испытывали перебоев с водоснабжением. Но пить жителям и гостям и столицы до сих пор приходится «мёртвую» воду.