16/07/19

«Можем повторить!»: кто придумал эту фразу

Автомобильные наклейки «1941-1945. Можем повторить!» впервые появились в мае 2014 года и с тех пор каждый год под День Победы украшают личные автомобили граждан, став своего рода неофициальным слоганом празднования.

История фразы

Есть данные, что впервые утверждение «Можем повторить!» появилось ещё в мае 1945 года на стенах поверженного рейхстага. Десять лет спустя, в кинофильме «Максим Перепелица», она, в несколько изменённом виде вошла в текст строевой песни, которую исполняли солдаты-ветераны.

Пусть враги запомнят это,
Не грозим, а говорим,
Мы прошли, прошли с тобой полсвета,
Если надо — повторим.

Стоит отметить, что автор слов, Михаил Дудин, и сам воевал — и в советско-финскую, и в Великую отечественную, был в блокадном Ленинграде. Он — автор надписей на пропилеях у входа на Пискарёвское мемориальное кладбище и на монументе защитникам Ленинграда. Есть его стихи на обелиске у могилы неизвестного солдата в Псковской области. А композитор Василий Соловьёв-Седой в годы войны организовал фронтовую артистическую бригаду, выступавшую на фронте, в том числе — подо Ржевом.

И вот в 2014 году фраза возродилась в виде наклейки на авто.

Кто вспомнил

Дизайнер, создавший наклейку, старательно скрывает своё имя. Известно, что он — из Москвы и основная его деятельность — как раз создание виниловых наклеек на автомобили. В анонимном интервью журналу The Village дизайнер утверждает, что создал он наклейку ещё в 2012 году, идею подсказал заказчик. После чего дизайнер выложил наклейку на сайт Fishki.net. И в 2014 году наклейка стала суперхитом, появившись на автомашинах в России и Белоруссии. В настоящее время спрос на наклейку не спадает и она есть в ассортименте сотен Интернет-магазинов, но дизайнер не получает роялти, не заявляя свои авторские права. К слову, на Fishki.net наклейку обнаружить не удалось, чтобы узнать если не имя, так хотя бы ник дизайнера.

Сам дизайнер, по его словам, испытывает уважение как к ветеранам, так и Дню Победы, оба его деда воевали. И 9 мая для автора наклейки — главный праздник в году, главнее Нового года и дня рождения.

Фраза расколола россиян

Выражение резко поляризовало россиян, которые ведут нескончаемые дискуссии в Интернете на протяжении уже пяти лет. Впрочем, полярными мнениями наполнены и лицензированные СМИ. В одном случае граждане видят во фразе агрессию и глупую браваду со стороны «диванных вояк». Есть и осуждение водителей, наклеивающих данную картинку на продукцию германского автопрома, без пояснения, правда, почему на французскую или японскую машину, скажем, наклейку размещать можно, а на немецкую — нет.

Вторая, не менее распространённая точка зрения: это не агрессия, а предупреждение, и подтверждение готовности воевать за Родину, если понадобится, как это делали наши деды. Так что лучше не лезьте к нам. При этом сторонники данного взгляда вполне отдают себе отчёт в том, что любая война — это ужас и смерть, но долг перед страной нужно будет выполнить. И без дурацких утверждений, что если бы тогда сдались, сейчас бы пили баварское пиво с сосисками.