12/03/23
ФОТО: ЦКБ

Может ли подводная лодка выполнить «мёртвую петлю»

Подводные лодки были созданы в военных и научных целях, а основную деятельность ведут, как это видно из названия, на глубине. На поверхность водоёмов такие аппараты должны подниматься лишь изредка — для пополнения запасов кислорода и проветривания помещений от углекислого газа, выделяемого в процессе дыхания членов экипажа.

Конструкция субмарин максимально продумана для того, чтобы избежать нештатных ситуаций. Увы, но как показывает практика, полностью исключить катастрофы на дне морском удаётся не всегда. Самое опасное происшествие — переворачивание подлодки вверх дном. К счастью, возможно оно пока лишь только в теории. На данный момент не зафиксировано ни одного такого случая.

По одной из версий, «мёртвая петля» не принесёт корпусу, а также «начинке» субмарины никакого серьёзного ущерба. А вот члены экипажа, находящиеся внутри перевернувшегося судна, может получить довольно серьёзные травмы. Некоторые специалисты утверждают, что субмарина быстро вернётся в исходное положение, так как вода компенсирует внешнее воздействие на нее. Во время нахождения на мели или на грунте данное развитие событий и вовсе невозможно, так как при таких условиях субмарина в принципе лишена возможности двигаться.

Эксперты, настроенные более пессимистично, утверждают — если аппарат перевернётся, это неминуемо приведёт к поломке оборудования, протечке технических жидкостей и пожарам, а также многочисленным жертвам. Если кому-то из экипажа удастся выжить, то это будет скорее счастливой случайностью.

Сергей Прасолов в книге «Устройство подводных лодок» утверждает, что инцидент с переворотом может произойти, если будет нарушена правильность конструкции аппарата. Многое также зависит от уровня мастерства механиков. Так, их в обязательном порядке учат бороться с креном, что означает одно — на практике ни одна из субмарин не перевернётся вверх дном. Кроме того, у подводного судна есть такая важная характеристика как «остойчивость» (способность субмарины противодействовать внешним силам и возвращаться в равновесие после того, как так называемый возмущающий фактор перестал ей угрожать).

Таким образом, худшее, чего следует ожидать морякам-подводникам, так это крен. Но и из этого состояния современный аппарат, правильно функционирующий, быстро и без ущерба для членов экипажа вернётся в изначальное положение.