26/04/24

«Мы не знали, что он невидимый»: как старая советская зенитка сбила американский «стелс»

За всю историю мировой авиации было выпущено чуть более 60 самолётов F-117A Nighthawk («Ночной ястреб»), которые стали первыми со стелс-технологиями. Их пилоты гордо называли себя «воздушными бандитами», так как пользуясь невидимостью машины, могли нанести неожиданный удар по врагу и вернуться безнаказанно. Но во время войны в Югославии произошёл эпизод, который навсегда подорвал авторитет F-117A – старая советская зенитка смогла сбить американский «стелс».

Воздушные пираты

F-117 «промышляли» в Панаме, Ираке, Югославии и других «горячих точках». С момента ввода в эксплуатацию в 1983 году и до последнего полёта в 2008-м, самолёты этой модели налетали порядка 220 тысяч «триумфальных» часов.

Специальная геометрия крыла F-117, радиопоглощающее покрытие самолёта и экраны на компрессорах и соплах делали самолёты незаметными для радаров. Командование было настолько уверено в машинах, что их отправляли на задания без прикрытия и порой даже по одному и тому же маршруту. Но 27 марта 1999 года случился казус.

В районе деревни Буджановцы вблизи Белграда через три дня после начала операции НАТО против Югославии F-117 был впервые сбит. По одной из версий, американскую «невидимку» мог подстрелить истребитель МиГ-29, пилоты которого установили с нарушителем визуальный контакт. В США придерживаются мнения, что «Ночного ястреба» обнаружили из-за изменения режима полёта, то есть самолёт был демаскирован. Но в Сербии уверены – машину сбили старым, 1976 года производства, зенитно-ракетным комплексом С-125.

В ожидании невидимки

По цели выпустили всего две ракеты: первая оторвала крыло, а вторая попала непосредственно в корпус самолёт. Такой успех можно объяснить тем, что современные радары используют высокую частоту сигнала, на что и ориентированы «стелс»-самолёты. Кроме того, сбитый «ястреб» оказался в непосредственной близости от комплексов ПВО – его поразили уже через 17 секунд после соответствующей команды.

Полковник Дани Золтан, командовавшей на тот момент бригадой ПВО, рассказывал – данный инцидент едва ли можно назвать случайностью, так как своих подопечных он долго и упорно тренировал в этом направлении. Сами же зенитчики сильно удивились произошедшему – мол, они и не знали, что сбитый самолёт считается невидимым.

Досадный случай заставил американцев сменить тактику: они перестали пускать «невидимки» без сопровождения. А сербы уверяли, что за время бомбардировок им удалось подбить ещё минимум два «стелса». В военном блоке всё же эти «победы» назвали приписанными и не подтвердили.