13/03/20

«Необразованная девочка»: в чём конкретно неправа Грета Тунберг

О Грете Тунберг мир заговорил в 2018 году, когда 15-летняя девочка, прогуливая уроки, вышла к зданию парламента в Стокгольме «бастовать за климат». Развернувшимися с её подачи «школьными забастовками» по всей Швеции дело не закончилось. Сегодня Грета Тунберг – «глобальная икона» экологического движения, она посещает международные мероприятия и беседует с влиятельными политиками. Школьницу дважды выдвигали на Нобелевскую премию мира. Однако с точки зрения науки и здравого смысла многие её идеи попросту абсурдны.

«Удобный» экопротест

История уже знала примеры, когда несовершеннолетние школьницы оказывали влияние на политику. Наиболее яркий пример – 10-летняя американка Саманта Смит, которая стала знаменитостью после того, как написала Юрию Андропову письмо об опасности ядерной войны и получила от него ответ. Однако Саманта Смит не была «проектом» истеблишмента США. Грета Тунберг – совсем другое дело.

Её борьба не выходит за рамки общепринятой на Западе парадигмы молодёжного движения. Политики позволяют школьникам и студентам «выпустить пар» на таких темах, как экология, мультикультурализм, защита прав мигрантов и ЛГБТ*-сообщества. «Мейнстрим» молодёжной активности внешне напоминает протесты хиппи времён войны во Вьетнаме, однако не представляет никакой опасности для властей. Особенно это касается Швеции, в политической системе которой традиционно сильна коалиция социал-демократов и «зелёных».

Девочка с синдромом Аспергера как нельзя лучше вписалась в образ «борца за справедливость». Между тем, фактически Грета Тунберг обслуживает интересы торговцев экологическими квотами. Объём этого рынка в 2020 году оценивается в 2 трлн долларов. Чем более жёсткие решения по выбросам принимаются властями (под предлогом «требований молодёжи»), тем более выгодным становится данный бизнес, созданный буквально «из воздуха».

С точки зрения науки

Грета Тунберг, как и лоббисты эко-квот, исходит из давней теории, утверждающей, что глобальное потепление – это следствие парникового эффекта, вызванного антропогенными выбросами углекислого газа. Однако в действительности уровень углекислого газа в атмосфере определяется не деятельностью человека, а природными процессами. Вся промышленность планеты выбрасывает около 7-16 гигатонн CO2 в год, в то время, как с поверхности одного только Тихого океана в воздух попадает 80 гигатонн. А процессы разложения растений в среднем климатическом поясе дают прирост углекислого газа ещё в 40-60 гигатонн. К тому же кроме парниковых газов температура тропосферы зависит от множества других факторов – в первую очередь от солнечной активности и конвекции воздушных масс.

Часть учёных считает, что изменение климата на Земле – естественный процесс, повторяющийся циклически. Климат начал меняться в сторону потепления ещё в начале XVII века, когда антропогенные выбросы CO2 были минимальны. Более того, есть данные о том, что углекислый газ в атмосфере накапливается вследствие потепления, а не наоборот.

«Концентрация парниковых газов в атмосфере (и особенно углекислого газа) практически никак не влияет на климат планеты», – отмечает российский профессор Александр Городницкий в статье «Конец мифа о глобальном потеплении», вышедшей в 2017 году. По словам учёного, в XXI веке глобальное потепление планете вообще не грозит. Климатический перелом наступил в 2006-2007 годах, когда стало холодать, и в Антарктиде выросла ледяная шапка.

Чего не видит Грета Тунберг?

Разумеется, человечество должно переходить на технологии, щадящие экологию и сокращающие выбросы. Однако радикальное форсирование этих процессов, к чему призывает Грета Тунберг, станет непосильным экономическим бременем, прежде всего, для развивающихся стран. Для таких государств, как Китай и Индия, развитие промышленного производства является единственным способом «догнать» по уровню жизни страны «золотого миллиарда». Для миллионов детей, от имени которых имеет смелость говорить Грета Тунберг, куда важнее наличие куска хлеба в их семьях, чем сокращение выбросов углекислого газа.

Наконец, заявляя, что «мир в огне», Грета Тунберг не замечает серьёзнейших проблем, которые ставят крест на возможностях координации усилий человечества. Происходит разрушение международного права даже в ключевой сфере безопасности. Незатухающие военные конфликты говорят о том, что изначальные цели ООН по обеспечению мира, поставленные в 1945 году, не достигнуты. На этом фоне говорить о совместном решении государствами экологических проблем – наивная и опасная утопия.

* - признана в РФ экстремистской террористической организацией