22/01/23

Непропорциональный микроцефал: чем внешность Петра I шокировала современников

Петра I принято изображать высоким, грозным, стремительным. Но при этом не стоит забывать, что абсолютно достоверными сведениями о внешности и телосложении первого российского императора мы не обладаем. Описания противоречивы.

А памятник Петру I у Петропавловской крепости, изготовленный скульптором Михаилом Шемякиным и вовсе развенчивает легенду о грозной внешности царя…

Непропорциональный микроцефал

Сидящий на скамейке Петр I неприятно поражает своей непропорциональностью: несуразно длинными и тонкими конечностями при маленькой голове. Неужели российский император действительно выглядел так? Тут стоит обратиться к воспоминаниям самого скульптора. За основу он взял посмертную маску Петра I, выполненную Растрелли и хранящуюся в Эрмитаже. Так что в портретном сходстве сомневаться не приходится.

Но, когда скульптор начал делать тело, соблюдая пропорции на основании размеров головы, царь, по его мнению, получился слишком «невзрачным» — невысокого роста. Поэтому Шемякин решил пропорционально увеличить конечности и тело скульптуры в полтора раза, оставив голову такой, как есть. Отсюда и этот странный образ, который едва ли соответствует действительности. Впрочем, «киношный» и «портретный» героический облик Петра тоже не стоит считать реалистичным.

Высок, худощав и хорош собой

Так описывает императора историк Василий Ключевский. Впрочем, опирается он при этом на оставленные современниками воспоминания, которые вызывают определенные сомнения. Согласитесь, сложно назвать «хорошо сложенным», как говорили про Петра, человека, который при росте около 204 сантиметров носит камзол современного 48 размера.

То есть царь был худым и узкоплечим, а вовсе не двухметровым богатырем, которым его любят изображать и представлять. Кроме того, у Петра был очень маленький размер ноги для мужчины его роста — соответствующий современному 39-му. Поэтому царь частенько носил большие ботфорты, которые надевал поверх туфель. Ходить так было неудобно, и, чтобы меньше уставать, Петр часто опирался на трость.

Портретное сходство

Вообще, судя по прижизненным портретам, царь умело скрывал недостатки фигуры за одеждой. Плащи, скрадывающие худощавость, создавали ореол стремительности. Вдобавок при ходьбе Петр сильно сутулился, наклоняясь вперед.  Из-за огромных мешковатых одеяний император казался больше, чем был на самом деле — с непропорционально маленькой головой.

Правда, до наших дней подробных сведений о непропорциональном сложении императора практически не сохранилось. Есть только упоминания о том, что ряд современников Петра отмечал некие анатомические дефекты его фигуры. Вслух такое, конечно, не говорилось. А доверять свои наблюдения бумаге было и того опаснее…