Документальных подтверждений того, как обращались гитлеровцы с нашими девушками (женщинами)-снайперами в Великую Отечественную войну крайне мало, впрочем, как и свидетельств очевидцев данного отношения. А оно, как свидетельствует история, было неоднозначным.
Свидетельства «той» стороны
Гитлеровский снайпер Йозеф Оллерберг, кавалер Рыцарского креста, написал мемуары, вышедшие в России под названием «Немецкий снайпер на Восточном фронте 1942 – 1945», где упомянул о встрече с тяжело раненой советской снайпершей. В рассказе Оллерберга одновременно отражены два ключевых фактора взаимоотношений гитлеровцев и наших снайперш.
Судя по воспоминаниям немца, они в тот день атаковали, и удачно. Среди лежавших на поле боя советских бойцов оказалась девушка, раненая в грудь, прикрывавшая собою винтовку, на ее губах была кровавая пена. Совсем молоденькая, лет 18 – 19. Один из фашистов, выдернув из-под нее винтовку, уже закинул было оружие на плечо, как наш снайпер неожиданно достала ТТ и, прохрипев: «Смерть фашистам!», выстрелила. Пистолетная пуля только процарапала отпрыгнувшего от девушки перепуганного немца, он дал очередь из «шмайсера» по умиравшей.
Оллерберг писал, что в тот момент его товарищи, глядя на застреленную, не питали ненависти к советским снайперам-женщинам, скорее они тогда даже на мгновение устыдились. Но потом, «осознав и взвесив», решили: не следует учитывать нравственные нормы и умалять свое неистовство по отношению к врагу по гендерной причине.
Немцы боялись и ненавидели их
В действительности же Йозеф Оллерберг под этими «дипломатическими» формулировками попытался скрыть жуткий страх (и связанную с ним лютую ненависть) своих товарищей по оружию по отношению к советским женщинам-стрелкам: масштабы урона живой силе противника, нанесенного этим «невидимым ужасом», как их называли немцы, в той войне вполне сопоставим со смертельной «жатвой» мужчин-снайперов РККА.
По данным Министерства обороны СССР, за года войны было подготовлено (а с учетом довоенной всеобщей массовости сдачи норм ГТО, переобучено) сотни тысяч снайперов – ни в одной армии стран мира за всю историю человечества подобного не бывало. Центральная женская школа снайперской подготовки, действовавшая с середины лета 1943 года до конца Великой Отечественной, выпустила свыше тысячи снайперов и более 400 инструкторов, две ее воспитанницы были удостоены звания Героя Советского Союза (обе посмертно).
В плен лучше не попадать
Одна из выпускниц женской снайперской школы, удостоенных звания Героя Советского Союза, 25-летняя Татьяна Барамзина к весне 1944 года уже не была снайпером из-за проблем со зрением, она служила связисткой. Во время очередной гитлеровской атаки, согласно архивным данным, Татьяна, прикрывая отступление своих товарищей, смогла уничтожить до 20 немецких солдат. Ее, раненую, жестоко пытали, выкололи глаза, череп был пробит выстрелом из противотанкового ружья.
По воспоминаниям снайпера Марии Голышкиной (у нее на счету 20 убитых солдат и офицеров), помимо необходимого снайперского снаряжения, женщины-снайперы всегда брали с собой пару гранат (одну из них – для себя, в случае окружения). И такие случаи на войне бывали, окруженные девушки подрывали себя. Напарницу Голышкиной в районе станицы Курчанской (Краснодарский край) Анну Соколову в 1943 году немцы пленили. Долго и страшно пытали, а потом повесили.
Выжившие
Хотя с окончания той войны и прошло 74 года, до сих пор не существует сколь-нибудь серьезного документального исследования на тему пребывания советских женщин-снайперов в плену во время Великой Отечественной, есть только разрозненные свидетельства.
В качестве примера можно привести историю пленения снайперов Анны Нестеровой и Любови Тайналовой. Они служили вместе с легендарной Розой Шаниной, одной из воплощений «невидимого ужаса» (Шанина погибла в начале 1945 года в Восточной Пруссии). Роза упоминала о взятии этих девушек в плен. Из рассекреченного допроса контрразведкой СМЕРШ фельдшера Н. К. Треногиной, находившейся в фашистских концлагерях (в том числе, в Равенсбрюке) с Анной Нестеровой, снайпер Нестерова ничем себя не запятнала, на сотрудничество с немцами не шла.
Писательница Любовь Виноградова в своей книге «Ангелы мщения. Женщины-снайперы Великой Отечественной» со ссылкой на личную беседу с одной из участниц ВОВ, писала, что Тайналова прошла гитлеровские концлагеря и выжила, ее освободили американцы. А Нестерова в лагерях погибла. Тайналовой, по ее личному признанию, пришлось отсидеть еще и в ГУЛАГе. Подробностей пребывания в гитлеровском плену они не оставили, видимо не хотелось ворошить ужасы прошлого.