03/04/22

Ночной штурм Берлина: почему маршал Чуйков ругал «прожекторною атаку» Жукова

У участников штурма Зееловских высот недалеко от Берлина в апреле 1945 года были разные точки зрения по поводу эффективности применения советскими войсками прожекторов при атаке гитлеровских позиций. Разнится даже информация о количестве световых приборов, которые тогда использовались.

Так сколько их было?

Маршал Георгий Жуков, которому принадлежала идея использовать прожекторы при атаке на немецкие позиции, утверждал, что тогда работало 140 осветительных приборов (для придания весомости этой акции теми, кто настроен оценивать ее комплиментарно, часто упоминается такая единица энергетической мощности как миллионы и даже миллиарды свечей). Писатель Юлиан Семенов в книге «Приказано выжить» упоминает о «тысячах» прожекторов. Оперативная сводка советской 5-й ударной армии приводит данные о 26 единицах.
Историки утверждают, что для усиления эффекта воздействия прожекторной техники на противника ее количество в воспоминаниях военачальников было умышленно преувеличено.

В чем заключалась польза прожекторов?

По мнению Жукова, использование прожекторов дало двойной эффект – тем самым подсвечивались пути наступления в ночной атаке, особенно для тяжелой техники и одновременно ослеплялся противник, которого дезориентировал мощный свет. Впоследствии были опрошены раненые, которые участвовали в штурме Зееловских высот. Часть из них согласились с тем, что для танкистов и самоходчиков прожекторная подсветка оказалась действительно на пользу. Допрошенные пленные немцы говорили об использовании русскими нового оружия, панике в своих подразделениях – они не сразу поняли, что происходит.

От них на самом деле не было толку?

Такого мнения придерживался командующий 8-й гвардейской армией Василий Чуйков. По воспоминаниям Чуйкова, предварительная почти получасовая артподготовка по позициям противника создала сплошную плотную дымно-пыльную завесу, и свет прожекторов не в состоянии был ее пробить. Командный пункт армии, на котором находился и Чуйков, накрыла мгла, управлять войсками могли только по телефону и используя посыльных. Эти последствия артподготовки вкупе с подсветкой, по мнению Чуйкова, сильно осложнили наступательную операцию.

Чуйков считал, что если бы прожекторы установили не на активных наступательных участках, возможно, пользы от них было бы больше. Оперативная сводка одной из советских ударных армий свидетельствовала, что свет прожекторов зачастую дезориентировал и наших бойцов. Кроме того, помимо пыльно-дымной завесы существовал и другой фактор, позволявших сделать вывод о низкой эффективности воздействия прожекторной атаки: почти половина из 26 световых аппаратов, согласно данным все той же оперсводки, бездействовали – часть из них вывели из строя пулеметы противника, а большинство не работали потому что командиры прожекторных рот так и не смогли толково организовать и проконтролировать этот процесс.
В результате свет прожекторов доставал только до переднего края глубоко эшелонированной обороны противника, и польза от него оказалась незначительной.