09/04/22
Charles Dharapak/AP

Ноутбук сына Джо Байдена: какая информация была на нем в самом деле

Оказавшиеся в распоряжении журналистов данные с ноутбука сына президента США Джо Байдена Хантера – главная информационная бомба последних лет. Вернее даже мина замедленного действия, ведь конфиденциальные сведения, которые хранились на устройстве, продолжают точечно будоражить общественность уже второй год.

С чего все началось?

В октябре 2020 года газета "New York Post" опубликовала материалы, компрометирующие Хантера и Джо Байденов. Основаны они были на данных с ноутбука Байдена-младшего, которые оказались в распоряжении журналистов благодаря бывшему мэру Нью-Йорка и по совместительству адвокату тогдашнего президента США Дональда Трампа Руди Джулиани. У него же сведения оказались благодаря предприимчивому владельцу ремонтной мастерской, где Хантер, по-видимому, забыл свой компьютер: оригинальный жесткий диск с находкой он направил в ФБР, а копию – соратнику главы Белого дома.

В статье NYP утверждалось, что Хантер Байден, будучи членом правления холдинга Burisma, занимающегося добычей газа на Украине, использовал в интересах компании влияние своего отца, тогда занимавшего пост вице-президента США и курировавшего украинскую политику. В качестве подтверждения этого тезиса приводилась переписка с украинским бизнесменом Вадимом Пожарским – советником руководства Burisma. Так, в одном из писем в апреле 2015 года он благодарит Хантера за возможность встретиться с Джо и провести с ним «какое-то время». Это опровергало слова политика, который уверял, что никогда не обсуждал с сыном его работу за рубежом.

В другом опубликованном письме, датированном маем 2014 года, Пожарский просит у Хантера совета, как прекратить политически мотивированные действия против Burisma. Якобы пришедшие после Майдана власти на Украине стали требовать от руководства холдинга взяток, а когда то отказалось, начали расследование о злоупотреблениях в компании. Его возглавил генпрокурор Виктор Шокин, но продолжалось оно недолго. В сентябре 2015-го американская сторона открыто вмешалась в дело: посол США на Украине Джеффри Пайетт призвал Шокина вести расследование в «белых перчатках». А уже весной 2016-го, спустя восемь месяцев после благодарности Пожарского, лично Джо Байден потребовал от тогдашнего украинского президента Петра Порошенко увольнения генпрокурора, угрожая отказом в предоставлении Киеву очередного транша в один миллиард долларов. Шокин, естественно, был уволен, а само расследование в отношении холдинга прекратилось в 2017 году.

Недооцененная работа

Публикация New York Post по времени совпала с предвыборной кампанией в США, в которой участвовал Джо Байден. Его противники республиканцы активно использовали новый повод, тем более, что еще до этого они инициировали в сенате разбирательство о деятельности Хантера на Украине. Однако ожидаемого эффекта им добиться не удалось.

Буквально через несколько часов после выхода статьи Facebook и Twitter ограничили распространение ссылки. Более того, соцсети на время забанили аккаунты газеты, ряда республиканцев и даже предвыборной кампании Дональда Трампа.

«Достаточно влиятельные люди в правительстве и вне его (во внешнеполитических и разведывательных структурах, в средствах массовой информации и в крупных технологических компаниях) были настолько встревожены потенциальным влиянием [публикации "New York Post" – прим. авт.] на результат [президентских выборов - прим. авт.], что провернули один из величайших фокусов с исчезновением с тех пор, как Гарри Гудини (Harry Houdini) заставил слона исчезнуть с нью-йоркской сцены», — пишет спустя полтора года колумнист "The Wall Street Journal" Джерард Бейкер.

Блокировка "New York Post" стала первым случаем применения интернет-цензуры против крупнейшего СМИ в США. В результате сенсационная по своей сути публикация не получила должного охвата в социальных сетях, а другие СМИ обошли ее стороной.

Шум вокруг ноутбука Хантера быстро прекратился. Максимум, средства массовой информации, стоит признать, с не самой лучшей репутацией, иногда напоминали о пороках сына Байдена: то об употреблении наркотиков вместе с бывшим мэром Вашингтона Мэрионом Бэрри, то о фото сексуального характера с несовершеннолетними девочками.

Но все это продолжалось до тех пор, пока о содержимом ноутбука Хантера не решила написать "New York Times", ранее неоднократно подвергавшая сомнению данные своих коллег. В марте 2022 года газета объявила, что «установила подлинность» и самого компьютера, и обнаруженной на нём переписки.

«Уступка со стороны газеты, которая служит своего рода неофициальным органом, дающим разрешение на публикацию материалов большинством остальных средств массовой информации, привела к тому, что те, кто тогда тоже дискредитировал материал и отправил его в "мусорную корзину", вполне предсказуемо бросились себя оправдывать», — возмущается Бейкер.

И само собой СМИ буквально заполонила новая информация о «внутренностях» ноутбука.

Новые данные

Например, "CDMedia" сообщило, что Байден-младший хранил на своем ноутбуке засекреченные коды и шифры для доступа к закрытой информации Пентагона. Обнаруженные корневые сертификаты могут быть связаны с работой Хантера офицером по связям с общественностью в ВМС США, откуда он был уволен за употребление наркотиков. Сразу после этого документы должны были быть стерты с личного устройства, но, по всей видимости, этого не произошло. И в американском Минобороны изданию заявили, что потенциально действия сына президента Соединенных Штатов угрожают национальной безопасности.

Настоящей же информационной бомбой стала публикация данных о финансировании связанным с Байденом-младшим инвестиционным фондом военно-биологических программ Пентагона на Украине. Впервые об этом заявил начальник войск радиационной, химической и биологической защиты Вооруженных сил России генерал-лейтенант Игорь Кириллов. Позднее же причастность Хантера к разработке биологического оружия подтвердили "Daily Mail" и "New York Post".

Согласно обнаруженным на ноутбуке письмам, принадлежащая Хантеру инвестиционная компания Rosemont Seneca Technology Partners, могла вложить деньги – не менее 0,5 млн долларов — в компанию Metabiota, которая занимается исследованием вызывающих пандемии болезней и работает в том числе на Украине.

Помимо финансирования, Байден-младший мог представить фирму официальным лицам Burisma. В служебной записке Хантера в 2014 году отмечалось, что Metabiota может «отстоять культурную и экономическую независимость Украины от России».

В 2014 году власти США выделили Metabiota 23,9 миллиона долларов, из которых 307 091 доллар был выделен на «украинские исследовательские проекты». Компания была субподрядчиком DoD B&V, инженерной фирмы Black & Veatch, основного подрядчика по созданию сети биолабораторий на Украине – а таких объектов в Минобороны РФ насчитали как минимум 30.

«Электронные письма и данные из контрактов, которые изучила "Daily Mail", указывают на то, что Хантер Байден сыграл заметную роль в том, чтобы Metabiota смогла проводить исследования с патогенами всего в нескольких сотнях километров от границы с Россией», — пишет "Daily Mail".

Наверняка эти факты станут предметом дальнейших разбирательств. А вопрос, что еще таит в себе ноутбук Хантера Байдена, совершенно точно будет интриговать общество.